Север и рынок, 2018, N 1.
лидерством, а не на формальное образование [11]. Бренд «Арктика» и понятия «экологичность», «единение с природой», «вызов», «устойчивость», «экстремальность», «выживаемость» занимают центральное место в стратегиях продвижения арктических креативных индустрий и вполне успешно конкурируют с дешевым массовым производством. Для территориальной креативной экономики можно выделить два потенциальных варианта развития событий [13]: новый «путь творчества», «региональные перестройки», когда территория развивает новые формы конкурентоспособности или снижение креативной составляющей в региональной экономике. К числу наиболее важных механизмов, которые могут привести к созданию «нового пути», относятся научные, институциональные, экономические и социальные сдвиги, позволяющие формировать или внедрять новые знания и практики. Некоторые из этих «изменений» уже происходят в Арктике: давление, направленное на содействие устойчивому развитию, новые технологические возможности, последствия глобализации, региональное самоопределение и делегирование власти. Однако критическим и необходимым компонентом изменений являются агенты трансформации. Этими агентами преобразований могут быть политические институты, фирмы или неправительственные организации, однако в итоге движущей силой изменений являются отдельные лица и их группы, которые «делают» креативную историю региона [13]. Агентом преобразований или перезагрузки региональной экономики может выступить современный университет. Все активнее стали рассуждения на предмет третьей функции образовательных организаций как практики во благо человека, общества и территории. При анализе социальных функций университетов важную роль играют понятия, определяющие их содержание — «третья роль» (“third mission”), «социальная ответственность» (“social responsibility”), «вовлеченность в жизнь местного сообщества» (“community engagement”), «социальная вовлеченность» (“social engagement”). Выявление, осознание и актуализация территориальных индивидуальных и общественных потребностей в обучении граждан, подготовке специалистов для конкретных региональных отраслей производства, проведении конкретных научных исследований для решения проблем, актуальных для сообщества, на основе многостороннего взаимодействия с различными заинтересованными участниками территории можно назвать «социальным участием» университетов или “civil participation” [19]. Современный университет может обеспечить условия для формирования креативного класса, наделенного знаниями и компетенциями, соответствующими и опережающими требования ключевых отраслей региональной экономики, способного формировать и развивать рынки будущего, быть драйвером социокультурного развития региона [20]. Очевидно, что какие-то особенности российской Арктики исключают возможность перенесения опыта какой-либо одной страны, необходимо создавать новый синтез отечественного и мирового опыта развития креативной экономики. Арктическая креативная экономика должна учитывать рефлексию на вызовы и готовность самих арктических субъектов к изменениям. Согласно оценкам британских специалистов, выделено 10 причин для развития креативной экономики на территории, которые должны быть учтены в обосновании необходимости и целесообразности развития арктической креативной экономики [21]. Хотелось бы обратить внимание на три положения, которые отражают арктическую специфику и значимость формирования креативной экономики: 1. Прежде всего, признаем, что в дополнение к своим экономическим выгодам креативная экономика также создает стоимость, которая вносит значительный вклад в достижение инклюзивного и устойчивого развития общества. Креативная экономика способна создать комфортные условия проживания и самореализации человека в условиях экстремальности и дискомфортности. Тем более что жизнь и деятельность вне зоны комфорта способна создавать и приобретать новые уникальные креативные формы и результаты. 2. Анализ важнейших факторов успеха, способствующих формированию новых путей развития местной креативной экономики. Такими факторами успеха являются: наличие инфраструктуры и трудовых ресурсов, законодательство, защищающее интеллектуальную собственность, возможность доступа к мировым рынкам и т. д. Уже имеется успешная практика формирования и развития креативной экономики на территории, однако Арктика, как уникальное пространство в условиях глобализации и транснационализации, имеет свою внутреннюю специфику и оригинальность, что должно найти отражение в новой модели арктической креативной экономики с учетом имеющейся успешной практики. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz