Север и рынок, 2018, N 1.

архитекторов, урбанистов, создателей успешных креативных и инновационных проектов, а также представителей органов власти, учреждений сфер образования и культуры [1]. Участники представили успешные кейсы в сфере предпринимательства и устойчивого городского развития, а также обсудили перспективы креативных индустрий в городах Сибири как стратегически значимой территории, обладающей огромным человеческим потенциалом. «В эпоху четвертой промышленной революции креативные идеи и инновационные решения становятся важной составляющей развития не только регионов, но и России в целом. «Газпром нефть» выступает активным участником процесса формирования новых направлений бизнеса и поддерживает креативный сектор экономики. Сотрудничество с Calvert Forum Siberia позволяет нам эффективно поддерживать диалог с молодой аудиторией и мотивировать ее на реализацию проектов, направленных на преображение регионов. Наш опыт поддержки креативных индустрий показывает, что именно участники форума и их идеи являются важными факторами позитивных изменений в нашей стране», — отметил председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков [1]. Кроме того, важно отметить, что и сам креативный класс в восточной части Российской Федерации также стремится к институционализации для аккумулирования ресурсов и распространения успешной предпринимательской практики в сфере креативных индустрий. Так, проект «Мастера Сибири» — это платформа, собирающая лучшие инициативы из Сибири в самых разных областях: от дизайн-бюро и музыкальных лейблов до социальных проектов. Новая платформа в первую очередь ориентирована на молодых бизнесменов и открывает большие горизонты. Прежде всего, это возможность быть замеченными крупными предприятиями как потенциальными инвесторами [17]. Креативная экономика также определяется и показателями предпринимательской активности в регионе, инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала, что можно описать понятием инновационная активность региона. В 2016 г. арктические регионы существенно отставали от тройки инновационных лидеров в части реализации результатов креативной экономики (табл. 2) [18]. Таблица 2 Рейтинг инновационных регионов России: лидеры и аутсайдеры 2016 г. Ранг Регион I =Ii/29 % от среднего Группа Изменение позиции в рейтинге 1 Москва 0,73 190,3 Сильные инноваторы 1 2 Санкт-Петербург 0,70 181,9 -1 3 Республика Татарстан 0,68 177,5 0 47 Мурманская обл. 0,35 92,2 Средние инноваторы -11 74 Чукотский АО 0,25 65,6 Средне-слабые инноваторы 1 77 Ямало-Ненецкий АО 0,23 60 -1 85 Ненецкий АО 0,18 46,3 Слабые инноваторы -2 Источник: Рейтинг инновационных регионов России: лидеры и аутсайдеры 2016 г. URL: http://www.fg24.ru/ekonomika/rossiya-ekonomika/1934-reyting-innovacionnyh-regionov-rossii-lidery-i- autsaydery-2016-goda.html По результатам выше проведенного анализа ясно, что европейская часть арктической зоны выглядит не так привлекательно с позиции формирования креативной экономики как это характерно для восточной части Арктики и территории Сибири. Близость к центру России в данном случае нельзя рассматривать как конкурентное преимущество территории. С одной стороны близость к центральному региону страны и соседство с зарубежными странами определяет хорошие перспективы для привлечения человеческих и инвестиционных ресурсов, доступность емких потребительских рынков, а, как следствие, развитие успешной практики предпринимательства в сфере креативных индустрии в европейской части Арктики РФ. Но с другой, территориальная близость способствует миграции всех мобильных ресурсов, определяющих развитие индустрии и вымыванию креативности в регионе. Подводя итоги анализа некоторых аспектов креативной экономики и возможностей ее функционирования на территориях арктических субъектов, необходимо подчеркнуть, что арктические креативные индустрии в своей основе опираются на взаимосвязанные знания арктической природы, арктических культурных особенностей и синергии между этноэкономикой, предпринимательством и 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz