Север и рынок, 2018, N 1.

Несмотря на существенные социально-экономические различия в положении отдельных арктических государств и регионов, входящих в мировое арктическое пространство, арктическая экономика имеет следующие черты [11]: • дискомфортные и экстремальные природно-климатические условия жизни и экономической деятельности человека на фоне происходящих климатических изменений с растущей степенью неопределенности; • периферийность и удаленность территориальной экономики, проблемы транспортной доступности, что определяет малочисленность населения и высокие затраты по решению различных вопросов взаимодействия с другими территориями; • моноотраслевой характер экономики, высокая зависимость от добывающего сектора, где по определению низкая добавленная стоимость; • ограниченный социально-экономический и интеллектуальный потенциал человеческого капитала в силу слабой заселенности территории и высокой зависимости от миграционных настроений и намерений населения региона и страны; • высокая зависимость территории от государственных трансфертов. Выделенные особенности создают определенные барьеры для развития креативных индустрий в Арктической зоне и условий для развития и закрепления на территории креативного класса. Главными ограничителями являются моноотраслевой характер экономики, периферийность и малая численность населения, при этом последний фактор создает явно сдерживающий мультипликационный эффект для арктической креативной экономики в виде ограниченной емкости потребительского рынка, на который в большей степени ориентирована креативная экономика, и малой критической массой населения, необходимой для формирования самого креативного класса. Этот факт отмечает и Р. Флорида: «Мысль о том, что мир плоский, то есть в нем существуют равные возможности для всех людей независимо от того, где они живут, - - это прекрасная мечта; в действительности же наш мир остроконечен, и ему все больше свойственно разделение людей по экономическим возможностям и географическому местоположению» [8]. Однако современная Арктика выступает территорией, колонизация и экономическое освоение которой происходит в условиях транснационализации и глобализации. В результате формируется новое международное экономическое арктическое пространство, характеризующееся новыми возможностями и перспективами. Адам Степиен (Adam Stepien), политолог Арктического центра, отмечает несколько ключевых особенностей развития арктической экономики и арктических территорий в современном глобальном мире как альтернативы крупномасштабной добыче ресурсов, среди которых на себя обращает внимание коммерциализация арктической креативности [11]. Коммерциализация арктического творчества , основу которого составят локальные «северные» навыки, знания, культура и инновации, по его мнению, обеспечит формирование добавленной стоимости от «арктического бренда». В то же время формирование и развитие системы жизнеобеспечения человека в Арктике остается важной особенностью развития современной Арктики. По мнению А. Степиена, все большее внимание в современном мире уделяется инновациям и творческой индустрии в Арктике. Поскольку производственная концепция будущего формируется на основе креативности и инноваций, то креативный человеческий капитал должен рассматриваться как основа трансформации и переосмысления арктических обществ и экономик. Соответственно, креативный капитал можно рассматривать не только с точки зрения индустрии культуры, но и в контексте развития следующих ключевых сфер арктической экономической деятельности: 1. Туристическая деятельность в арктических регионах — арктический туризм рассматривается как уникальное и привлекательное направление экономической деятельности, обеспечивающее повышение привлекательности и известности региона. 2. Технические инновации, направленные на формирование комфортных условий жизнеспособности человека в условиях дискомфортности территории. 3. Культура и самобытность, которая обеспечит развитие арктической этноэкономики и вовлечение северных коренных народов и меньшинств в экономику арктической территории и формирование арктической креативной культурной индустрии. Несмотря на оптимистичность последних выводов для развития арктической креативной экономики в современных условиях, можно сформулировать следующие препятствия [11]: 1. Разрыв между достаточно высоким уровнем образования и динамичными культурными отраслями, с одной стороны, и низким положением на уровне творческого предпринимательства в рамках арктических территорий с другой. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz