Север и рынок, 2018, N 1.
способных заинтересовать потенциальных участников комплексного проекта освоения АЗРФ на принципиально новых организационных и финансовых основаниях, например включающих установление льготных условий кредитования, особые налоговые условия, компенсации для населения АЗРФ в связи с северным удорожанием; • недостаточно проработаны положения государственной политики в контексте бюджетного процесса по обеспечению формирования и функционирования опорных зон развития, организуемых и реализуемых федеральными ведомствами на основе преимущественно бюджетного финансирования, контролируемого Правительством РФ. Складывается двоякая ситуация: существенное присутствие государства в экономике АЗРФ, с одной стороны, является благоприятным фактором (можно даже сказать весомым конкурентным преимуществом), с другой стороны, государство берет на себя несколько функций — регулятора, инвестора и контролера, последовательно выполняя массу ролей, некоторые из которых абсолютно несовместимы. В государственной арктической политике должна быть разумная доля протекционизма с применением механизмов государственно-частного партнерства, построенного на предоставлении стартового капитала, а не крупных субсидий; государство не должно подавлять интересы бизнеса и лишать его инициативы, оно должно выступать организующей и поддерживающей силой, создавая институциональные условия и четкое распределение ответственности. По результатам GAP-анализа можно сделать вывод, что Арктика все больше становится областью реализации крупномасштабных проектов, а их реализация, предполагается, даст возможность запуска процесса инновационного развития, перехода от экспортно-сырьевой к ресурсно инновационной модели хозяйствования. В принципиальном отношении формирование опорных зон АЗРФ и обеспечение их функционирования непосредственно взаимосвязано с реализацией приоритетных проектов (17 проектов), имеющих межотраслевой, комплексный характер, с общим объемом финансирования около 1,7 трлн руб. (табл. 1) [11]. «Все представленные проекты являются системообразующими, имеют межрегиональный характер, способность выступить в роли «драйверов» социально экономического развития Арктической зоны и обладают значительным влиянием на развитие смежных отраслей, инфраструктуры, социальной сферы», — подчеркнул Дмитрий Рогозин на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся в Архангельске. Таблица 1 Приоритетные проекты, реализуемые (запланированные к реализации) на территории Арктической зоны Российской Федерации [12] № п/п Название проекта Срок завершения реализации Объем и источники финансирования, млрдруб. Ответственный исполнитель 1. Создание железнодорожного Северного широтного хода 2011-2020 гг. Всего— 270,8 (включая строительство мостового переходачерез р. Обь в районе г. Салехарда— 69,16) Минтранс России 2. Комплексное развитие Мурманского транспортного узла 2020 г. Всего— 144,96 (федеральный бюджет— 55,63; внебюджетные источники— 89,33) Минтранс России 3. Строительство объектов морского порта врайоне пос. Сабетта на п-ове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе 2018 г. Всего— 97,2 (федеральный бюджет — 71,3; внебюджетные источники—25,9) Минтранс России, Росморречфлот 4. Реализация проекта «Ямал СПГ» Строительство завода предполагается в три очереди: I очередь— IV квартал 2017 г., II очередь—2019 г., III очередь—2020 г. 150,0 (федеральный бюджет) ОАО«Новатэк»—50,1 %, Total—20%, китайская GNPC—20 %и фонд «Шелкового пути»—9,9% 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz