Север и рынок, 2018, N 1.
условия и явно выраженную сезонность, что не позволяет говорить о возможности круглогодичного ее посещения. Отдаленность территории от крупных транспортных узлов и приоритет использования морского транспорта для достижения островных территорий определяют большие расходы на организацию морских круизов, которые преобладают в арктическом туризме. Научную и практическую значимость имеет проект «Стратегия развития Арктического туризма до 2030 года», предложенный Союзом «Северные промышленники и предприниматели». Отечественные эксперты полагают, что «туризм на территории АЗРФ может стать столь же популярным, как на Аляске, в Канаде, Норвегии, Исландии и Финляндии. Для этого необходимо разработать и реализовать в регионах АЗРФ стратегию развития арктического туризма и выделить арктический туризм в отдельный туристический продукт как въездного, так и внутреннего туризма» [3]. Высокая стоимость морских круизов в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия объективно сдерживает развитие арктического туризма для многих социальных групп населения внутри России. Стоимость туров для российских групп в Арктике в условиях обвальной девальвации рубля в целом представляется достаточно дорогой, рассчитанный на сегмент людей с уровнем доходов выше среднего. В целом же позитивно оценивая имеющиеся возможности развития арктического туристского бизнеса в регионах Российской Арктики, необходимо подчеркнуть, что возможности имеющегося ресурсного потенциала ООПТ используются далеко еще не в полной мере. Актуальнейшей проблемой в практической деятельности организации турпотоков остается учет оптимальной емкости ООПТ для принятия определенного количества туристов со всего мира с позиций экологии. Очень важно не навредить природе, не уничтожить уникальные природные и культурные объекты, если учесть при этом не всегда высокий уровень экологического воспитания и культуры какой-то части туристов. Поэтому администрациями ООПТ вполне обоснованно вводятся разного рода ограничения, регламентируется количество и поведение туристов и паломников. Особого внимания требует посещение импактных районов, горячих экологических точек в Арктике, обеспечение безопасности и сохранение здоровья всех туристов. Баланс экономики и экологии в сфере арктического туризма не менее важен, чем в других отраслях [4]. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие высокоширотного арктического туризма, является неурегулированность нормативно-правового законодательства в данной области. Также необходимо отметить отсутствие живой вовлеченности и оперативного взаимодействия туроператоров и федерального органа исполнительной власти, определяющего нормативно-правовое регулирование туристской деятельности [5]. Инвестиции в туристскую индустрию Арктики целесообразны не только с экономической точки зрения, но и с социальной: развитие туристской инфраструктуры, которой смогут пользоваться и местные жители, будет способствовать росту качества жизни в регионе. Путешествия в Арктику должны стать более доступны туристам с разным уровнем доходов. Чтобы улучшить транспортную доступность и снизить цены на туры, необходимо развивать конкуренцию в логистике и транспортном обслуживании. В Стратегии развития арктического туризма должны быть учтены как потребности бизнеса и самих туристов, так и национальные интересы государства, а также меры, направленные на создание позитивного образа Российской Арктики. В целях консолидации усилий по продвижению на внутреннем и внешнем рынках арктического туризма необходимо организовать маркетинговый бренд «Доступная Русская Арктика». Для создания стратегии продвижения данного бренда необходимо сформировать региональные комплексные программы и туристские маршруты, которые будут подчеркивать уникальность центров арктического туризма. Придавая большое значение развитию арктического туризма как перспективному драйверу развития северной экономики, будет полезным предложить Правительству РФ рассмотреть предоставление комплекса мер господдержки для обеспечения развития туризма в Арктике как важнейшей сферы малого и среднего предпринимательства [6]. Одним из перспективных направлений диверсификации хозяйственной деятельности в малых поселениях Западной Арктики является развитие туризма. Однако только массовый туризм даст мультипликативный эффект и станет драйвером для развития экономики. Инновационные инвестиционные проекты в сфере арктического туризма должны привлечь в регион туристов, а это, как известно, привлечет дополнительные инвестиции и дальнейшее устойчивое развитие уникальных территорий Западной Арктики. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz