Север и рынок, 2018, N 1.

интегрированных региональных производственных систем и сетей [2, 6]. Безусловно, данное утверждение верно, но для проведения эффективной и долговременной деятельности недостаточно только постулатов и стратегических установок, необходимо применение работающих (осуществимых) механизмов промышленной и инновационной политики, с учетом оптимизации взаимосвязи между человеком, хозяйством и природой средой, анализа возможностей территории, воспроизводства социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов. В связи с этим целесообразно продиагностировать настоящие и будущие состояния, связать ресурсы и результаты, проанализировать проблемные места для достижения поставленных целей и успешности реализации определенных задач. Для этих целей автором на основании научных исследований и разработок [7-9] проведен Gap-анализ (анализ несоответствий). Выявление и обозначение проблемных зон (разрывов) предполагает осуществление структуризации, анализ динамики реализации текущих и долгосрочных задач развития и эффективности мер, предпринимаемых органами управления арктических регионов по реализации социально­ экономической политики. Эта информация необходима, чтобы ответить на вопросы: правильно ли поставлены и структурированы стратегические ориентиры? насколько рационально и полно для их достижения используются ресурсы? насколько обоснована логическая последовательность предполагаемых мероприятий? что надлежит сделать для устранения разрывов? какие потребуются усилия и ресурсы? Главным преимуществом GAP-анализа является то, что он обращает внимание на расхождения, идентифицирует существующие несоответствия и обозначает то, чего не хватает в настоящее время. Рассмотрение перспектив формирования новых территориальных образований — опорных зон, представленных в законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства РФ от 31 августа 2017 г. № 1064) выявлены следующие виды разрывов и узких мест [3]: • сохраняется индустриальная схема освоения Арктики на базе ресурсоэксплуатирующих отраслей. Не прослеживается тенденция перехода на производственно-технологические цепочки глубокой переработки сырья, что должно воздействовать на структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и служить средством для достижения целей промышленно-инновационной политики России; • наблюдается рамочный характер в части режима функционирования опорных зон, определяющих условия реализации и участия в них. Без указания данных положений теряется смысл эффективного управления, использования возможностей, которые способствуют диверсификации и совершенствованию структуры экономики, обеспечивающих конкурентные преимущества региона; • отмечается слабость развития перспективных опорных точек для дальнейшего освоения, не в полной мере представлен кластерный подход территориального развития, который должен выполнять роль регулятора взаимоувязанного кооперирования и комбинирования промышленного освоения, способствовать промышленно-инновационной ориентации и достижению качественно нового уровня организации и управления экономикой региона во всех сферах хозяйственной деятельности. Важнейшим элементом кластерного подхода являются совместные усилия бизнеса и органов власти регионов. Роли, которые должны выполнять администрация и бизнес при развитии кластеров, разные, но взаимодополняющие [10]. В этом случае необходима консолидация усилий промышленных предприятий, соответствующих властных структур, финансовых организаций, сервисных и научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений для установления постоянного диалога между всеми участниками процесса кластеризации. Для эффективного и рационального формирования и функционирования опорных зон арктических территорий нужно опираться на сложившуюся экономическую структуру региона, существующие компетенции, наработанный опыт и накопленные знания для содействия появления новых наукоемких отраслей промышленности и в целях «омоложения» экономики арктических регионов; • слабо отражены специфические условия Арктики и особенности регулирования хозяйственной деятельности, связанные с воздействием на производственные процессы экстремальных природно-климатических условий, что приводит к удорожанию хозяйственной деятельности и вносит существенные коррективы в финансовые показатели реализации арктических проектов, что должно учитываться и отражаться в специальных мерах для стимулирования экономической активности, 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz