Север и рынок, 2018, N 1.
населения и наметившихся сдвигов природных зон все это требует отдельного научного изыскания. В этом аспекте следовало бы провести новые оценки возможностей сельского хозяйства в данном субъекте. В теоретико-методологическом аспекте при планировании инфраструктуры и обосновании трассировок для выявления и уточнения стратегических приоритетов формирования конкурентных преимуществ региона путем развития механизмов и моделей территориального планирования и размещения объектов инфраструктуры УрФО было бы уместно использовать разработанный в секторе размещения производительных сил и территориального планирования инструментарий, основанный на приложениях фундаментальной теории геометрии потока, апробированный к трассировкам железнодорожных линий на примере ветки Тавда — Тобольск. Целесообразность реализации такого проекта обусловлена и тем, что отсутствие железнодорожной линии Тавда — Тобольск существенно снижает связность транспортной сети Свердловской железной дороги, обслуживающей УрФО. Реализация проекта, напротив, создаст в радиальной структуре железнодорожных линий Екатеринбурга — как центра УрФО — кольцевое замыкание и прямые связи области с Тобольском. Для Тобольска же это— формирование связей и принципиальное изменение статуса транспортного узла, а именно превращение его из линейной станции в железнодорожный узел. Помимо этого, для него создаются дополнительные связи с Севсибом и, в целом с восточным сектором УрФО, условия развития дополнительного лесостроительного кластера, что расширяет экономические связи между ключевыми центрами региона. Таким образом, реализация проекта могла бы содействовать не только совершенствованию размещения производительных сил Урала, но и всей Западной Сибири, ее административно территориальной структуры. Экспериментально эксплуатационные качества и характеристики участка автодорожной трассы Ивдель — Ханты-Мансийск были обследованы сотрудниками сектора размещения производительных сил и территориального планирования в декабре 2013 г. (д. г. н. В. В. Литовский, к. э. н. О. М. Турыгин). Исследования показали, эквивалентность северного (через Ивдель) и южного варианта (через Тюмень — Тобольск) маршрута до Ханты-Мансийска. В частности, по северному маршруту длина пути туда составила 1091 км, а по времени - - 18 ч 10 мин (соответственно участок Екатеринбург — Ивдель — 521 км, 8 ч 40 мин; Ханты — Мансийск — Тобольск — 441 км, 7 ч 20 мин), а по южному участку — 1018 км и 17 ч (Ханты-Мансийск — Тобольск — 441 км, 7 ч 20 мин; Тобольск — Екатеринбург - - 577 км, 9 ч 40 мин). В целом маршрут в сложных зимних условиях со снегопадом, оттепелью и гололедом, проходивший с 24 по 29 декабря 2013 г., вскоре после открытия дороги составил 2109 км и был преодолен на легковом автомобиле за 35 ч 10 мин в пересчете на безостановочное движение. Тем не менее, выгоды маршрута очевидны для северных районов Свердловской обл. и для движения из Перми. Ниже приведена выборочная характеристика вышеуказанной трассы в ХМАО - - автодороги регионального и межмуниципального значения «Югра» от границы Свердловской обл. по участкам с указанием технической категории, типа покрытия и протяженности в километрах: • г. Югорск — пгт. Таежный — 46,795 км, III категория (34,611 км — асфальтобетон +12,184 км — цементобетон); • г. Югорск - г. Советский — 10,100 км, III категория (асфальтобетон); • пгт. Талинка - г. Советский — 60,967 км, III категория (асфальтобетон); • г. Ханты-Мансийск - пгт. Талинка — 181,840 км, III категория (асфальтобетон); • мостовой переход через р. Иртыш — 2,318 км, II категория (асфальтобетон); • объездная автомобильная дорога г. Ханты-Мансийска — 5,384 км, I категория (асфальтобетон). В целом трасса открыла широкие возможности и перспективы развития автодорожного комплекса ХМАО — Югры дорог до 2030 г. (см. табл.) [10]. Таким образом, в совокупности с планами Стратегии ХМАО-2030 по развитию железных дорог и строительству такой социально значимой линии, как Ханты-Мансийск — Салым, ныне создается масштабная схема пространственной активизации Западной Сибири и восточного Приуралья. В перспективе предполагается продолжение строительства железной дороги от Ханты -Мансийска до Нягани, что не только соединит линии Ивдель — Приобье и Тюмень — Сургут, но и позволит производить перераспределение потоков грузов по дополнительным направлениям. Этому же способствуют и предложения: по усилению линии Тюмень — Сургут; по созданию двухпутных вставок на участке Тобольск — Сургут (216 км), Сургут — Ноябрьск (54 км); по реконструкции пассажирской станции Сургут; по достройке и реконструкции объектов инфраструктуры станций Салым, Ульт-Ягун, Куть-Ях, Когалым и др. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz