Север и рынок, 2018, N 1.

Открытие участка трассы от Ивделя до Ханты-Мансийска состоялось 18 октября 2013 г. [8]. Общая протяженность участка трассы, проходящего по территории Свердловской обл., составила, как было отмечено выше, 149 км. При этом в зону, прилегающую к дороге, попало около 70 населенных пунктов севера Среднего Урала. Стоимость дороги, согласно проектной документации в ценах соответствующих лет, составила более 7 млрд руб. Как было отмечено выше, данная трасса представляет собой часть Северного широтного коридора [9], который соединяет не только Пермь, Серов, Ивдель, Югорск и Ханты-Мансийск, но и в перспективе соединит также Сургут и Нижневартовск с Томском. Проектная протяженность всего участка трассы составит 2545 км. На данном же этапе по трассе можно проехать от Перми до города Стрежевой Томской обл. Всего в интересах формирования Северного широтного коридора на территории Свердловской обл. построено 258 км автомобильных дорог и двадцать мостовых переходов общей протяженностью более полутора километров. В целом ввод в строй Северного автодорожного коридора примерно на 700 км сократил путь из Восточной и Западной Сибири в европейскую часть страны. В связи с этим ежегодная экономия только на сокращении транспортного «плеча» при перевозке грузов ожидалась в пределах 4,5 млрд руб., а уменьшение размера транспортной составляющей в себестоимости продукции — 15-20 %. Ожидалось также, что ежегодный рост грузопотоков с прилегающих территорий для транспортного коридора Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск будет составлять около 5-9 %, а к 2020-му г. грузопоток участка Ивдель — Ханты-Мансийск выйдет на полную ожидаемую загрузку (около 6 тыс. автомобилей в сутки). После этого будет начата работа по строительству обхода города Ивдель. Ныне эти прогнозы требуют практической верификации. С географических позиций для севера Свердловской обл. и ХМАО эта дорога позволяет укрепить и расширить экономическое сотрудничество двух ключевых соседних регионов, повысить мобильность населения и уровень жизни на севере области, увеличить инвестиции в развитие придорожных населенных пунктов в целом, сформировать условия для повышения качества жизни в десятках муниципалитетов. Трасса также создает предпосылки для связывания Приуралья с Приполярным и Полярным Уралом, для начала комплексного освоения их богатств и развития территорий. Следует отметить, что с учетом наличия прямой автодороги от Ханты-Мансийска через Горноправдинск в Тобольск вдоль Иртыша уже при нынешнем состоянии автодорожных коммуникаций оказались связанными в единое целое исторические и духовные центры освоения Урала и Западной Сибири: Чердынь, Соликамск, Верхотурье и Тобольск, сформировалось кольцо связанных друг с другом ключевых региональных центров: Перми, Ханты-Мансийска, Тюмени и Екатеринбурга. Все это создало предпосылки для формирования нового крупного Уральско-Сибирского макроэкономического «сердцевинного» региона России с крупнейшими в мире: Верхнекамским месторождением солей в его западной части, нефтегазоносной провинцией в восточной — Западно­ Сибирской — части и горнорудной провинцией в ее центральной —Уральской — части. В перспективе до 2030 г. предполагается включение Северного широтного коридора в маршрут федерального значения «Северо-Запад — Сибирь» (Санкт-Петербург — Котлас — Сыктывкар — Пермь — Ханты-Мансийск — Томск), который обеспечит уже полноценное межрегиональное сообщение с Томском не только Урала, но и с северной частью Европейской России, что позволит интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей и регионов в единую транспортную систему России. С учетом этого общая протяженность Северного широтного коридора составит 2610 км, в том числе по территориям: Пермская обл. — 261 км; Свердловская обл. - 481 км; Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — 1038 км; Томская обл. — 830 км. В настоящее время на территории Югры формирование Северного широтного коридора создало возможность автодорожного проезда от восточной до западной границы округа. Вместе с тем требуется комплексно подходить и к оценке потенциального влияния на развитие данных территорий их биоресурсного потенциала, включая агропотенциал в связи с прогнозными климатологическими трендами. Дело в том, что, согласно «Атласу земель сельскохозяйственного назначения», ныне из 22 муниципальных районов ХМАО, в частности: Белоярского, Березовского района, городов Когалыма, Лангепаса, Мегиона Нефтеюганска, Нижневартовска, Нягани, Покачи, Пыть-Яха, Радужного, Советского, Урая, Ханты-Мансийска, Югорска, Кондинского, а также Нефтеюганского, Нижневартовского, Октябрьского и Ханты-Мансийского районов общей площадью в 534 831 км2 и численностью населения почти в 1,56 млн чел., ни один из них не имеет пашни. Продовольственное же обеспечение ХМАО осуществляется завозом. С учетом роста численности 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz