Север и рынок, 2018, N 1.

Условные обозначения границы России, железные дороги ------ существующие. — — — намечаемые Коридоры Арктический [' \ V 4” I Северный Центральиый.или Транссиб Основные магистрали; 1- Транссибирская, 2 - Северо-Российская Евразийская (3+4+5). 3 - Северо-Сибирская. 4 - Байкало-Амурская (БАМ). 5 - Баренцкомур (Баренцево море - Коми - Урал). 6 - Белкомур (Белое море - К о м и -а л ), 7 - Сахалинская, 8 - Трансконтинентальная. 9 - Транскорейская Проблемные регионы ресурсного типа: I - Тимано-Печорский, II - Северо-Уральский. Ill - Средне-Обский, IV - Томский Север. V - Нижнее Приангарье. VI - Средне-Ангарский, VII - Верхне-Ленский. VIII - Удоканский. IX - Южно-Якутский. X - Сахалинский Рис. 4. Северо-Сибирская магистраль 2(3) на карте перспективных транспортных коридоров России (источник: http://geo.1september.ru/2002/33/4_2.gif) Реализованным в УрФО существенным дополнением железнодорожного проекта Севсиба в части перспективного пространственного развития инфраструктуры уральского макрорегиона в новых геополитических и геоэкономических условиях уже является автомобильный Северный широтный ход Пермь — Серов — Ивдель — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск — составляющая Северного широтного коридора федерального значения «Северо-Запад ---- Сибирь» (Санкт-Петербург — Котлас — Сыктывкар — Пермь — Ханты-Мансийск — Томск). Уральская часть этого коридора была завершена с введением в эксплуатацию мостового перехода через р . Вах в Нижневартовском районе ХМАО 6 ноября 2014 г. Это открыло ныне стратегически важный маршрут из УрФО (Нижневартовска) в СибФО — город Стрежевой на севере Томской обл. [7]. В Ханты- Мансийске и Ивделе с учетом реализации центрального или южного хода Севсиба он создает мощный транспортно-логистический потенциал по диверсификации транспортных мультимодальных потоков комплексной сети. В историко-научном плане отметим, что строительство трассы Ивдель — Ханты-Мансийск началось в октябре 2005 г. Оно было инициировано губернатором Свердловской обл. Э. Э. Росселем и руководством ХМАО. По территории Свердловской обл. предстояло проложить 149 км трассы в тяжелейших условиях по болотам, непролазной тайге и прочими препятствиями: особенно в виде разветвленной речной сети. С прокладкой трассы связывалось улучшение транспортной доступности северных территорий Свердловской обл. и столицы ХМАО Ханты-Мансийска. В частности, благодаря ей создавалась возможность прямого автосообщения с пос. Пелым, куда раньше можно было добираться только поездом или окружными путями. Также предполагалось формирование новой географии грузопотоков, поскольку предложенная автотранспортная магистраль от Перми охватывала север Свердловской обл., позволяла сформировать широтный ход в ХМАО и выход к Томску, обеспечивая ключевым регионам (Прикамью, Уралу и Сибири) прямые транспортные коммуникации для оживления межрегиональной торговли. Кроме того, трасса создавала условия для развития соответствующей времени логистики: системы складов, перевалочных пунктов, объектов дорожной инфраструктуры (заправок, стоянок, мотелей, пунктов придорожной торговли, питания и др.), то есть обеспечивала дополнительные для регионов рабочие места. Наконец, с появлением дороги расширялись возможности рекреационного освоения территорий, развития северного туризма. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz