Север и рынок, 2018, N 1.
к столице Ханты-Мансийского автономного округа — Ханты-Мансийску и к одноименной нефтегазоносной провинции, месторождениям уральского кварца, золота и алмазов. А Южный ход с учетом возрастания грузопотока нефтепродуктов из ЯНАО, ХМАО и Тюменской обл., а также высокотехнологичной продукции из Тобольска (полимеры и нефтехимия) интересен для разгрузки очень напряженных участков Транссиба от Тюмени до Екатеринбурга. Причем проблема может быть снята созданием короткого хода (100-200 км) от Тобольска на Тавду, Туринск, Алапаевск и Смычку, предложенного ранее автором с В. В. Левковским (2013) [5] и специалистами «Уралгипротранса» П. А. Евдокимовым и В. Т. Бедой [4], в рамках так называемого Уральского среднеширотного хода Севсиба, который позволяет обойти не только Екатеринбург и Тюмень, но и Пермь (рис. 1). В историко-научном ракурсе можно отметить, что исходно (в 2003 г.) обоснования по Северо Сибирской железной дороге вошли в Транспортную стратегию РФ (на период до 2025 г.) Министерства транспорта, где наряду с ее пользой для развития Нижнего Приангарья, иных сибирских территорий, зоны БАМа и Южной Якутии указывалось на то, что дорога с окончанием «газовой паузы» в энергетике сможет стимулировать резкое возрастание в западном направлении потока угля Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, с которым Транссиб не сможет справиться, чему в еще большей степени будет способствовать превращение Транссиба в скоростную магистраль по обслуживанию пассажиропотоков и его загруженность вследствие контейнерного межконтинентального транзита. В 2008 г. Севсиб вошел в «Стратегию железнодорожного транспорта до 2030 года», но закрытость магистрали в западном направлении по принятому варианту сильно осложняла ее потенциал, поскольку в ее южном варианте по линии Сургут — Тюмень дорога из-за загруженности потенциально не способна принять ожидаемый дополнительный грузопоток. Соответственно, ее надо интегрировать с проектами Северо-Российской Евразийской магистрали, включающей Баренцкомур, Севсиб и БАМ, а также с проектами меридиональных ходов, среди которых хотелось бы указать и на предложенный автором в 2014 г. проект «Урарктика» [1, с. 324-331]. В таком подходе с учетом нивелирования идеи формирования транспортного коридора «Урал промышленный — Урал Полярный» особый интерес ныне представляет возможность использования наиболее коротких из возможных переходов с Северного Урала в направлении к Тимано-Печорскому горнопромышленному узлу и Интинско-Воркутинскому узлу по линии Ивдель (Полуночное) — Троицко-Печорск, что отмечалось в свое время и разработчиками Севсиба: «Весьма перспективен Ивдельский вариант. От Сургута продолжается движение не на юг, а в том же западном направлении с северным уклоном до действующей трассы Ивдель — Приобье (Сергино). Обь пересекается километрах в 50 ниже устья Иртыша. Далее по действующему пути на юго-запад и юг магистраль через Ивдель подходит к основному ходу в районе Серова. Последний вариант — Троицко-Печорский. Трасса по Ивдельскому варианту, достигнув действующей дороги Ивдель — Приобье, не сворачивает на юго-запад по ней, а продолжается в том же направлении через Урал на Троицко-Печорск. В таком виде Севсиб берет на себя часть функций Баренцкомура» [6]. Таким образом, такая связка с «Баренцкомуром» ныне оказывается наиболее интересной для развития коммуникационных возможностей Урала и Сибири. В зоне Уральского федерального округа «Севсиб» способен создавать и мультипликативные эффекты за счет выгодного сочленения с «Уральским полярным транспортным коридором (УПТК), а также с линиями проекта «Уральская Арктика» (УРАРКТИКА), которые, как раз и приурочены к крупнейшей на континенте центральной меридиональной евроазиатской геосистеме — Уралу с наибольшим спектром природных ресурсов, которая является классическим доминантным не только природным, но и геоэкономическим пространством. Важным качеством оси Ивдель (Полуночное) - - Троицко-Печорск является и то, что она соединяет две равновеликие оси урбанизации (заселения) Урала и зоны его промышленной специализации: западную промышленную зону (ось) со специализацией на разработке и освоении ресурсов месторождений окисленных руд меди в пермских песчаниках. А это актуально, поскольку с учетом отработки большей части южно- и среднезападноуральских металлорудных месторождений в настоящее время базовыми могут стать угольные месторождения и сланцевые газы Воркутинского угольного бассейна, соли Верхнекамского месторождения, тяжелые соли Троицко-Печорского бассейна, нефтегазовые месторождения Приуралья (Оренбуржье, Республика Башкортостан, Пермский край, Республика Коми, НАО), газогидраты Западного сектора Карского моря, в частности западного шельфа Ямала (Русановское, Ленинградское, Крузенштерновское месторождения) и Байдарацкой губы. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz