Север и рынок, 2018, N 1.
(к порту Индига). С существующими линиями Красноярской дороги она будет соединяться в двух местах — в Богучанах и Лесосибирске. Далее дорога пройдет через Томскую обл. и соединится с уже существующей «нефтяной магистралью» Тюмень — Сургут — Уренгой. В перспективе вторая очередь Севсиба должна быть продлена далее на запад. По проекту длина магистрали — 1892 км, затраты на строительство дороги (в ценах 2013 г.) оценивались в 370 млрд руб. Ожидаемое же влияние ввода в эксплуатацию Северо-Сибирской магистрали на ежегодный прирост российского ВВП оценивалось в 0,2-0,4 %, а приток населения в районы ее обслуживания оценивался в 150 тыс. чел. Строительство восточного участка Севсиба (Нижневартовск — Белый Яр —Усть-Илимск) намечалось на период с 2016 по 2030 гг., а ныне отнесено к периоду после 2020 г. Актуальность проблемы, предлагаемые решения и перспективы Важность этого нового широтного хода для Урала, обеспечивающего стратегический выход с Байкало-Амурской магистрали в районы Западной Сибири и Европейской Арктики, состоит и в том, что он позволяет разветвить коммуникации в зоне Западной Сибири и диверсифицировать дальнейший ход на запад по трем направлениям (рис. 1). 1. Северный ход: Ульт-Ягун — Новый Уренгой — Обская (после строительства однопутной линии Новый Уренгой — Надым — Салехард — Обская с мостом через р. Обь в районе Салехарда). 2. Центральный ход: Ульт-Ягун — Сургут — Салым — Приобье — Гороблагодатская — Пермь (после строительства линии Салым — Ханты-Мансийск — Приобье). 3. Южный ход: от Ульт-Ягуна к Сургуту и Тобольску — Тюмени. Рис. 1. Три возможных хода Севсиба на территории Западной Сибири и Урала [4] В частности, Северный маршрут Севсиба, совпадающий с так называемым «Северным широтным ходом», на который ныне делается основная ставка, ранее был интересен, прежде всего, для вывоза углеводородов ЯНАО в Западную Европу. Сейчас эта идеология отходит на второй план и ход в большей мере позиционируется для вывоза нефти и газа не на Запад, а на Восток, в частности из ЯНАО и ХМАО, в Китай. Центральный маршрут интересен для внутреннего развития региона и страны, поскольку в первую очередь нацелен на создание до сих пор отсутствующего железнодорожного выхода 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz