Север и рынок. 2017, N 5.

Анализируя вопрос обеспеченности инвестиционными ресурсами, следует отметить, что для рассматриваемых регионов в последние годы характерна как отрицательная (например, для Ямало-Ненецкого АО, Камчатского края), так и положительная (например, для Мурманской и Магаданской областей, Ненецкого АО) динамика инвестиций в основной капитал. При этом отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к инвестициям в основной капитал в отдельных регионах остаётся незначительным (в Ямало-Ненецком АО значение данного показателя в 2015 г. составило 0,00009 млн руб / млн руб.). В результате анализа показателей, характеризующих инновационную деятельность, было выявлено незначительное число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, в общем числе организаций (например, в Ямало-Ненецком АО значение данного показателя в 2015 г. составило 0,03 %) Это может выступать определённым сдерживающим фактором в случае необходимости быстрого повышения инновационной активности в регионе, что невозможно реализовать без собственной базы инновационных разработок, учитывающих специфику региональных социально-экономических процессов. При этом с точки зрения результативности инновационной деятельности рассматриваемые территории также имеют некоторые различия. Так, для ряда регионов характерны достаточно высокие значения такого показателя, как отношение объёма инновационных товаров, работ, услуг к инвестициям в основной капитал (Мурманская область — 0,04 млн руб / млн руб. в 2015 г., Магаданская область — 0,023 млн руб / млн руб. в 2015 г.), но некоторые из них отличаются небольшими значениями данного показателя (Ненецкий АО — 0,00005 млн руб / млн руб. в 2015 г.). Изучение информационно-коммуникационной составляющей экономической безопасности территорий российского Севера и Арктики показывает, что несмотря на незначительную долю затрат на информационные и коммуникационные технологии в общем объёме инвестиций в основной капитал, отмечаемую в рассматриваемых регионах РФ, доля организаций, использующих компьютерную технику и сеть Интернет, в общем числе организаций в регионе достаточно высока. Отметим, что наличие развитых информационных ресурсов, а также высокая степень вовлечённости субъектов экономической деятельности в информационное пространство позволит оперативно организовать их взаимодействие между собой и с организациями других регионов на основе использования информационно-коммуникационных технологий при совместной разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, направленных на преодоление тех или иных негативных последствий неблагоприятных ситуаций. Учитывая, что в современных экономических условиях способность региона противостоять различным внутренним и внешним опасностям и угрозам в значительной степени определяется наличием человеческого капитала, необходимо обратить внимание на такой показатель, как доля среднегодовой численности занятых в экономике в общей численности населения. Так, в некоторых регионах в последние годы наблюдается отрицательная тенденция в данной сфере (Камчатский край, Республика Саха, Мурманская область), что определяет необходимость принятия кардинальных решений в области управления человеческими ресурсами, ориентированные на привлечение квалифицированных кадров в ключевые отрасли экономики регионов. Также следует отметить, что для некоторых регионов характерна достаточно высокая энергоёмкость ВРП (например, для Мурманской области), что определяет необходимость внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, позволяющих повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в целом. Кроме того, существуют определённые проблемы, связанные с экологической составляющей экономической безопасности анализируемых регионов, что отражается, прежде всего, в объёмах сбрасываемых загрязняющих окружающую природную среду веществ. В целом, результаты анализа отдельных показателей экономической безопасности регионов, относящихся к Арктической зоне РФ, а также территорий Крайнего Севера позволяют сделать вывод о неравномерности развития отдельных составляющих их экономической безопасности, а также необходимости разработки комплексной программы обеспечения экономической безопасности территорий российского Севера и Арктики. Разработка данной программы позволит учесть специфику ресурсного потенциала указанных регионов, а также повысить обосновать мероприятий, реализуемых в данной сфере. Литература 1. Зайцевский И. В., Беспамятнов Р. В. Модель взаимосвязи динамических показателей экономической безопасности крупных городов // Учёные записки Российской академии предпринимательства. 2017. Т. 16, № 1. С. 87-95. 2. Феофилова Т. Ю. Риски и угрозы экономической безопасности: идентификация, оценка и противодействие влиянию // Бизнес, менеджмент и право. 2010. 1 (21). 3. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // РЭЖ: российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-19. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz