Север и рынок. 2017, N 5.

Недостаточная информированность о туристских продуктах на сельских территориях, неразвитость системы продвижения туристских продуктов за пределы региона, обусловлена, как слабостью самих туристских брендов, так и незаинтересованностью субъектов туризма (туроператоров, турфирм) в продвижении туров республики из-за низкого уровня доходов от внутреннего туризма, по сравнению с выездным туризмом (из 130 турфирм продукты туризма республики предлагают менее 10). Слабость организационной структуры туризма на сельских территориях, обусловлена как юридическими ограничениями, так и слабым взаимодействием субъектов в продуктовых цепочках. Таким образом, воздействие удалённости, неразвитость сервисной инфраструктуры туризма, системы продвижения туристских продуктов и слабость организационной структуры туризма на сельских территориях приводит к малому «объёму» туристского потока, следствием которого является низкий уровень доходов субъектов туризма, не позволяющий эффективно развивать это направление экономической деятельности на сельских территориях. Направления и механизмы развития туристско-рекреационной деятельности на сельских территориях региона К основным направлениям развития туризма относятся: - продвижение продуктов туризма на основе региональных брендов; - формирование туристской и сопутствующей инфраструктуры; - создание современных организационных форм туризма на сельских территориях. 1. Продвижение продуктов туризма на основе региональных брендов. Малочисленными брендами, представляющими природное направление туризма, являются «Столбы выветривания — Маньпупунер», «Гора Народная — высшая точка Уральских гор» и другие бренды ФГБУ «Национальный парк “Югыд ва”» (гора Манарага и река Кожим). Объектами, требующими брендовой разработки, являются охотничье-рыболовный и агротуризм. Важной задачей представляется разработка бренда «коми гостевого дома» через отражение сути и особенностей коми дома как места не только комфортного размещения гостя, но и активной презентации и усвоения культурного и исторического наследия коми народа. Необходимо продвигать сложившиеся региональные бренды событийных праздников, основанных на традициях коми народа, акцентируя свою уникальность и конкурируя на рынке соответствующих предложений. Популяризации туристских продуктов служит вхождение местных продуктов в международные информационные туристские системы, формирование системы информационных указателей, стендов, туристских систем с использованием QR-кодов. В частности, одним из способов продвижения является включение историко-культурных туристских продуктов в межрегиональные туристские проекты, к которым относится «Серебряное ожерелье России» (Финно­ угорский этнопарк в селе Ыб, селе Усть-Вымь). 2. Формирование туристской и сопутствующей инфраструктуры. Активно созданием туристской инфраструктуры занимаются ФГБУ «Национальный парк “Югыд ва”» и Печоро-Илычский заповедник. С точки зрения повышения доходов, необходимо увеличивать количество дней пребывания туристов в заповеднике. Формирование рекреационной инфраструктуры на сельских территориях связано со значительными вложениями. Источником средств являются поддержка проектов в сфере туризма, в том числе и на реконструкцию туристской инфраструктуры; субсидирование части расходов через гранты и субсидии на поддержку малого бизнеса; гранты, связанные с обустройством территорий (проекты по доступной и комфортной среде проживания), которые целесообразно использовать для формирования уникального этностиля для конкретных гостевых домов. 3. Создание современных организационных форм туризма на сельских территориях, формирование дестинаций. Развитие информационных технологий способствовало развитию сетевых форм взаимодействия, в рамках которых возможно формирование дестинаций Дестинация в данном случае понимается как межмуниципальный проект экономически эффективного сетевого взаимодействия субъектов туризма на основе использования туристских продуктов сельских территорий. Варианты дестинаций с вовлечением туристских продуктов сельских территорий: Сыктывкарская с включением сельских туристских продуктов, Печорская историко-культурная дестинация. Организационными вопросами формирования дестинаций являются: 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz