Север и рынок. 2017, N 5.
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0 1 1 I I I . . 1 1. 1 >5 >5 IS 35 55 ]S 35 J5 Количество |урисю в {природно экологический и рыболовно охотничий туризм), чел. I Количество рекреантов {отдых выходного дня, агротуризм, познавательный гуризм), чел. =г fa Рис. 3. Структура туристско-рекреационных потоков на сельских территориях Республики Коми в 2015 г. Методические подходы к оценке эффективности туристской деятельности Экономический вклад туризма в экономику региона показывают методы, базирующиеся на оценке мультипликативного эффекта. К такой группе методов В. А. Ильин и др. относят метод мультипликатора дохода («Мгновенный» мультипликатор дохода; региональный мультипликатор дохода; мультипликатор дохода, основанный на туристских расходах). Другим методом оценки влияния туризма на экономику региона, наиболее часто используемых зарубежом, является модель межотраслевого баланса (модель «затраты-выпуск», модель SAM) [17]. В последнее время, ряд исследователей делали упор на создание критериев социально-экономической эффективности, в частности D. Firoiu предложила критерий повышения культурно-образовательного уровня в сфере туризма (повышение интеллектуальной доходности (increasing intellectual yield) и т. д.) [18]. И. Е. Ювонен разработала методику количественной оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма в регионе. В блоке экономической эффективности выделяются показатели, отражающие уровень использования собственного потенциала внутреннего туризма, а также степень влияния внутреннего туризма на экономику региона: количество туристов на единицу вместимости всех мест размещения, включая специальные (чел / место); средняя годовая численность туристов, обслуженных одним предприятием размещения (тыс. чел.); коэффициент использования гостиничного фонда (доля от единицы); производительность труда (тыс. руб / чел.); рентабельность основной деятельности (%); объём инвестиций в основной капитал (млн руб.); удельный вес услуг внутреннего туризма в общем объёме платных услуг населению территории (%). В блоке социальной эффективности формируются показатели, характеризующие вклад внутреннего туризма в структуру занятости населения территории и отражают удовлетворение потребностей населения в рекреации (доля занятых в сфере внутреннего туризма в общем количестве работающего населения территории (%); доля населения территории, получающего услуги внутреннего туризма (%); доля социального туризма в объёмах услуг внутреннего туризма (%); количество туристов на 1 тыс. чел. населения территории (чел.); оборот общественного питания на душу населения территории (руб / чел.)) [19]. Необходимо отметить, что эти подходы используются для оценки сектора туризма в регионе в целом. Следующий подход к оценке эффективности туризма, базируется на туристских показателях, отражающих прямой или косвенный вклад туризма в экономику региона. К таким показателям относят количественные показатели, характеризующие состояние туристского потока(численность туристов и т. д.) и развитие туристской индустрии (рост доходов региона от въездного туризма, увеличение удельного веса туристских услуг в общем объёме платных услуг и т. д.). Важными показателем, в сфере туризма является коэффициент затраты / результат, которые отражают отдачу от вложений, в частности издержки туркомпании на поездку одного туриста (общий бюджет компании / на число туристов), отношение затрат туркомпании к расходам туристов (общий бюджет компании / на суммарные поступления туристов), рекламные издержки на поездку одного туриста, (отношение рекламных затрат туристской компании к расходам туристов), затраты на одно бронирование [20]. Применяемые методики измеряют в целом экономический эффект от деятельности туротрасли в регионе или, подразделяя его на экономический и социальный, показывают прямой или косвенный вклад туризма в развитие территории. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz