Север и рынок. 2017, N 5.

признана и входит в государственные реестры многих стран мира. Практически во всех развитых странах, осуществляющих масштабную инновационную деятельность, ведётся подготовка специалистов в области управления проектами. Применение стандартов позволяет успешно инициировать, выполнять и завершать межотраслевые, институциональные, инфраструктурные проекты. Наличие стандартов Управления проектами, их знание и повсеместное применение в проектной деятельности даёт возможность огромному кругу специалистов в области управления проектами продуктивно и на высоком профессиональном уровне общаться между собой, ведёт к эффективному использованию денежных средств налогоплательщиков и инвесторов. В Великобритании стратегия управления проектами делает повышение эффективности и снижение государственных расходов одними из ключевых приоритетов политики. Посредством реализации проектов министерствами и ведомствами было освоено более 1 млрд фунтов стерлингов, оценка целесообразности и контроль расходов которых велись специальными органами. При правительстве действуют отдельные структуры, осуществляющие детальный мониторинг внедрения приоритетных проектов, контроль их финансирования (Центр крупных проектов), а также одобрение или наложение запрета расходования бюджетных средств (Совет по оценке крупных проектов). Повысить эффективность и результативность расходования бюджета планируется посредством управления портфелем крупных правительственных проектов [8]. Для повышения эффективности межведомственного взаимодействия проектный подход успешно применяется и во Франции. С целью организации совместной деятельности нескольких госучреждений, координации и обеспечения работы большого количества специалистов управление проектами использовалось Департаментом по государственной модернизации [8]. Иными словами, внедрение проектов в сферу государственного управления осуществлялось для преодоления ряда трудностей в администрировании и исполнении функций государства. Но только благодаря тому, что реформы позволяли применять органам власти технологии бизнес-менеджмента, проектный подход стал использоваться на государственном уровне. Более того, проекты способствуют претворению в жизнь его ключевых идей. В сфере природопользования проектно-ориентированная система управления работ применяется в Австралии государственной Геологической службой и Геологическими службами штатов и Северной Территории, финансируемые соответствующими правительствами субъектов федерации [8]. Главным предназначением государственной Геологической службы является производство достоверной геонаучной информации и распространение этих знаний, которые дают возможность правительству Австралии и обществу принимать обоснованные решения в отношении изучения ресурсов, управления окружающей средой, обеспечения безопасности главных объектов инфраструктуры и повышения благополучия нации в целом. Территориальные геологические службы предоставляют региональным правительствам, горнорудным компаниям и населению геонаучную информацию и рекомендации по её применению. Они производят оценку минеральных и энергетических ресурсов, занимаются геологическими обобщениями и обеспечивают подготовку всесторонней информации для решения следующих основных стратегических задач: • оптимизация производства и развития геологоразведочных работ, создание благоприятных условий для новых инвестиций в этот сектор экономики; • получение информации о состоянии минеральных ресурсов, землепользовании и инфраструктуры для рационального планирования мероприятий по использованию минеральных ресурсов и охране окружающей среды. Реализация проектов осуществляется в соответствии со Стандартом качества управления природными ресурсами. В рамках данного Стандарта предусмотрены требования к: — управлению (необходимо установить чёткие стратегические ориентиры и показатели результативности; обеспечить подотчётность руководства, соблюдение этических норм и прозрачность); — сбору и использованию информации (предполагает в том числе обеспечение межведомственного взаимодействия при разработке и реализации проектов и т. д.); — определению масштаба (предполагает, что управление вопросами природных ресурсов осуществляется на оптимальном уровне с точки зрения территориального размещения, временных и институциональных условий, что позволяет обеспечить эффективный вклад в достижение более широких целей развития и минимизировать нежелательные последствия); — возможностям для сотрудничества (стандарт предполагает поиск и развитие сотрудничества с другими организациями для максимизации выгод, минимизации затрат и получения общих результатов); 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz