Север и рынок. 2017, N 5.
и прожиточного минимума в 2017 г. снизилось в 0,7 раза, и эти показатели коррелируют с данными, представленными Мурманскстатом за 2013-2017 гг. (табл. 10, 11). Сопоставление фактического и желаемого доходов, указывает на некоторое сокращение разницы между ними: если в 2013 г. она составляла примерно 25 тыс. руб., то в 2017 г. — 21,6 тыс. руб. Возможно, такое сокращение демонстрирует некоторую коррекцию притязаний северян в отношении желаемых доходов: они стали скромнее, исходя из сложности общей экономической ситуации. Доход 55,6 тыс. руб. хотели бы иметь мужчины среднего возраста. В категориях по уровню материальной обеспеченности, самым большим желаемым доходом 100 тыс. руб. хотели бы обладать те, кто считают себя «богатыми», «бедным» для решения своих многочисленных финансовых проблем достаточно 50,7 тыс. руб. Таблица 11 Соотношение фактического (оценочного) и желаемого доходов населения Мурманской области (по результатам опросов населения Мурманской области 2013-2017 гг.) 2013 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Среднемесячный факт. доход, руб. в месяц (соцопрос) 23886 26514 23399 25085 Желаемый доход, руб. в месяц (соцопрос) 48977 51681 50673 46688 Прожиточный минимум, руб. в месяц 10113 13582 13562 14583 Соотношение среднемесячного фактического дохода и прожиточного минимума, разы 2,4 1,9 1,7 1,7 Соотношение среднемесячного фактического и желаемого дохода, разы 2,1 1,9 2,2 1,9 Выводы Выполненный анализ результатов социологических исследований (на примере Мурманской области - - модельном регионе исследований) о представлениях северян по указанным выше аспектам, позволил сделать следующие выводы. 1. За анализируемый период у населения региона так и не сформировалось целостного понимания перспектив освоения Арктики. Жители Мурманской области достаточно хорошо осведомлены о планах государства по развитию арктических регионов, но эти сведения часто носят поверхностный характер. В связи с этим, многие респонденты затруднились определить наиболее приоритетные факторы развития как непосредственно для Мурманской области, так и в целом для арктических территорий РФ. В то же время, жители региона достаточно позитивно оценивают инициативы государства, направленные на более интенсивное освоение АЗРФ, но скептически воспринимают возможность перемен в лучшую сторону в ближайшем будущем, ориентируясь на отдалённую перспективу. 2. Жители региона идентифицируют себя как территориальный социум, но значительная часть опасается остаться невостребованными на рынке труда в быстроменяющихся обстоятельствах, особенно в том случае, если АЗРФ будет осваиваться преимущественно вахтовым методом. Население рассчитывает, что в опорном регионе (Мурманской области), должна быть создана полноценная инфраструктура, а отношение к этой территории со стороны государства будет не как к сырьевому придатку, но как к драйверу экономического роста, в рамках которого генерируются новые идеи и технологии. 3. Оценки использования социологической информации структурами управления на муниципальном и региональном уровнях выявили ограниченное, формальное её применение, в большей степени как инструмента проверки эффективности работы государственных структур. То есть, целевая функция социологической информации - - способствовать совершенствованию социального управления в процессах обеспечения устойчивого развития территории чаще декларируется, чем реализуется. Такая ситуация не обеспечивает использования содержательной составляющей социологического ресурса для адаптации её к условиям управленческой деятельности. В то же время, следует отметить тенденцию роста позитивных оценок деятельности власти в межрегиональном сопоставлении северных и арктических регионов за период с 2008 по 2016 гг. Темпы роста показателей уровня поддержки власти населением Мурманской области оказались одними из самых высоких: с 2008 г. (27,1 %) рост составил почти 20 % (46,8 %). 4. Информация, полученная в ходе социологического мониторинга мнений населения Мурманской области в 2013-2017 гг., свидетельствует, что показатели социальной жизни жителей региона, транслируемые через рейтинг наиболее значимых проблем, характеризуются снижением уровня материального благополучия северян, ростом инфляции, социальной незащищённости, низким качеством услуг здравоохранения, услуг ЖКХ. Работа в арктическом регионе (Мурманской области) в значительной степени утратила материальные преимущества перед другими регионами РФ. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz