Север и рынок. 2017, N 5.

Существенных изменений в последние годы не произошло и в оценках населения по отношению к работе вахтовым методом в арктических условиях (табл. 5). Число тех, кто не испытывает желания работать вахтовым методом, по-прежнему выше 60 %. Среди причин можно выделить следующие: удалённость от семьи и недостаточный уровень личного комфорта, отсутствие востребованности на рынке труда, неопределённость. Несущественно изменились в 2017 г. значения показателей ответов респондентов, которые готовы работать вахтовым методом по своей и не только по своей специальности в пользу последних. Таблица 5 Желание работать вахтовым методом в арктических условиях (по результатам социологического исследования по Мурманской области, проведённого в 2016-2017 гг.), % Хотели бы Вы работать вахтовым методом в арктических условиях? Вариант ответа 2016 г. 2017 г. Да, но только по своей профессии 10,2 7,0 Да, и не только по своей специальности 10,8 12,7 Нет 59,9 60,9 Затрудняюсь ответить 19,2 19,4 Эффективность социального управления в оценках северян На актуальность использования социологических методов для изучения и измерения субъективных оценок с последующим сопоставлением с объективными (статистических) данными, в целях формирования более полного понимания социальной реальности указывают многие отечественные и зарубежные учёные [12-16]. В рамках нашего исследования субъектами социальной деятельности выступает государство, реализующее социальное управление, и население Севера и Арктики, воспринимающее это управление тем или иным образом. Социологические оценки включённости населения в процессы социального управления показали, что властным структурам проще оперировать статистическими категориями, нежели учитывать в практике управления разнообразие и многовариантность запросов и предложений со стороны территориального социума. В течение 2013-2017 гг. нами достаточно подробно были исследованы методики, применяемые для организации социологических опросов по оценке удовлетворённости населения муниципалитетов и субъектов РФ деятельностью власти (в соответствии с указами Президента и дополнениями к ним 2008 г., 2012 г., 2014 г.) [17, 18]. Анализ оценочных индикаторов в большей мере отражает финансово­ экономическую составляющую управления и в меньшей — социальную. В то же время ряд исследователей, чью точку зрения мы разделяем, считают, что социологические оценки результативности власти должны учитывать, в первую очередь, эффективность социальной отдачи управления [19]. Регулярность проводимых нами социологических опросов населения Мурманской области по оценке результативности социального управления позволила выявить высокий уровень заинтересованности и озабоченности северян отдельными аспектами организации управления, особенно в сферах здравоохранения, ЖКХ, вопросах материального благополучия. Принадлежность Мурманской области к арктическому макрорегиону предполагает формирование аналогичного социологического знания в масштабах АЗРФ для сопоставления различных факторов, явлений, характеристик, в том числе и по вопросам удовлетворённости населения деятельностью органов исполнительной власти регионов Севера и Арктики РФ. Такой подход является своего рода катализатором для определения необходимых корректировок действий власти в плане выравнивания межрегиональных позиций, и его поддерживают многие российские учёные, исследующие социальные процессы [20, 21]. Особо оговорим количественный состав регионов, представленный в табл. 7. Это 16 субъектов РФ, на законодательной основе относящиеся, полностью или частично, к районам Арктики и Крайнего Севера [22]. Понимая, что межрегиональные сравнения по каким-либо количественным показателям могут быть не вполне корректными, в то же время, считаем, что эффективность исполнения властных функций на региональном уровне вполне сопоставима. За период с 2008 по 2016 гг. в половине анализируемых регионов сформировалась тенденция роста позитивных оценок деятельности власти. Наиболее заметно это в Ямало-Ненецком АО, Мурманской области, Республике Коми, Иркутской области. Следует отметить, что темпы роста показателей уровня поддержки власти населением Мурманской области одни из самых высоких: если в 2008 г. лишь 27,1 % населения был удовлетворён деятельностью органов исполнительной власти региона, то в 2016 г. эта доля увеличилась до 46,8 %. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz