Север и рынок. 2017, N 5.

Принцип обратной связи заключается в том, что руководитель подразделения должен не только иметь информацию для принятия решения и сообщать о своих действиях по принятию этого решения, но и иметь возможность для отслеживания реакции и последствиях своих решений. Принцип позитивности во многом представляет собой пропаганду контроллинга. В первую очередь, слово контроллинг ассоциируется с понятием контроля, связанным с выявлением ошибок и неизбежным наказанием за их совершение. В энергетике, с высокой социальной и экономической ценой сбоев технологического процесса это проявляется особенно сильно. В результате работник боится проявлять инициативу, превращается в механического, а зачастую и бездумного исполнителя. Контроллинг же дает право на ошибку. Как правило, планируемые показатели устанавливаются не фиксировано, а в диапазоне. Принцип технологичности системы контроллинга связан с максимально эффективной организацией информационных процессов сбора, хранения, передачи и анализа данных. Для энергетики в целом характерен высокий уровень автоматизации управления технологическим процессом. Принцип релевантности системы контроллинга предъявляет определённые требования к контроллинговой информации, которая должна быть своевременна, достоверна, непротиворечива, полезна и значима для процесса принятия решения. Для целей энергетического предприятия эта информация должна быть сгруппирована по экономическим и техническим показателям. Все принципы системы контроллинга реализуются во взаимодействии и взаимосочетании, на которые будет оказывать влияние система мотивации, разработанная и принятая в конкретной энергетической компании. Таким образом, система контроллинга должна строиться исходя из целей и задач конкретного энергетического предприятия и адаптироваться к его внутренней и внешней среде. В то же время она должна давать возможность для проведения любых её изменений, зависящих от потребностей и возможностей предприятия. В связи с этим не существует универсальной системы контроллинга, так как специфика отрасли и конкретные особенности функционирования энергетического предприятия делают это невозможным. Тем не менее, можно предложить обобщенную систему контроллинга для энергетического предприятия, представленную на рисунке 4, которую следует адаптировать к специфическим факторам конкретного предприятия. Различия в системе контроллинга будут учитываться при разработке отдельных подсистем и элементов системы. Целевая подсистема объединяет два элемента - - цели и задачи контроллинга. Цели контроллинга непосредственно связаны с целями энергетического предприятия и направлены на повышение результативности и эффективности его деятельности, достижение запланированных количественных и качественных целевых показателей деятельности за счёт диагностирования технико-экономического и финансового состояния, сравнения полученных значений с прогнозируемыми, а также предупреждения негативного воздействия со стороны внешней и внутренней среды на процесс достижения целей предприятия. Задачи контроллинга связаны с поддержанием выполнения основных функций контроллинга [18]. Объектная подсистема включает в себя объект и субъект контроллинга. Под субъектом в системе контроллинга понимается специализированное подразделение контроллинга или же сотрудники, отвечающие за её функционирование, в том случае, если обособленная служба не создавалась. Объектами контроллинга являются основные подсистемы управления энергетического предприятия: производственная, финансовая, информационная и кадровая. Наибольший объём задач выполняет производственная подсистема, объединяющая в себе несколько функциональных областей, связанных с преобразованием энергетических ресурсов в конечный продукт, а также обеспечивающие подпроцессы маркетинга, логистики, юридического сопровождения и т. д. Финансовая подсистема объединяет в себе управление финансами энергетического предприятия с целью обеспечения потребностей предприятия в финансовых ресурсах как в текущий момент времени, так и в долгосрочной перспективе. Под информационной подсистемой подразумевается совокупность информационных процессов и технологий, их обеспечивающих, объединенных в единое информационное пространство энергетического предприятия с целью поддержки процесса принятия управленческих решений за счёт коммуникационных связей не только внутри самого предприятия, но и с внешней средой. В состав кадровой подсистемы входит штатный персонал энергетического предприятия, а также потенциальные соискатели на рынке труда, обеспечивающие производственные и непроизводственные потребности предприятия эффективными кадровыми ресурсами. Функциональная подсистема представляет собой ряд последовательно выполняемых функций, составляющих процесс контроллинга. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz