Север и рынок. 2017, N 5.

только снижение экономической активности, но и замедление темпов экономического роста, вызванные усилением долгосрочных структурных и институциональных ограничений в развитии российской экономики в целом. Всё вышеотмеченное в той или иной степени поспособствовало назреванию технических, организационных, финансовых и экологических проблем в управлении объектами энергетики. Решение отмеченных проблем невозможно без всесторонней государственной поддержки этой, безусловно, базовой инфраструктурной отрасли экономики РФ, обеспечивающей не только внутренние потребности экономических субъектов и населения в тепловой и электрической энергии, но и экспортирующей электроэнергию в страны ближнего и дальнего зарубежья. Целесообразность государственной поддержки энергетики России обусловлена также обеспечением энергетической безопасности государства, которая определяется устойчивым развитием и надежным функционированием данной отрасли [1, 2]. В проекте о продлении Энергетической стратегии до 2035 г., энергетическая отрасль определена как основа «стимулирующей инфраструктуры», создающей условия для диверсификации отечественной экономики, повышения её технологического уровня, минимизации инфраструктурных ограничений [3]. Одним из условий реализации Энергетической стратегии является сбалансированное территориальное развитие России. С этой точки зрения особого внимания требуют обширные территории, относящиеся к зоне Крайнего Севера, характеризующиеся суровыми, а иногда и экстремальными природно-климатическими условиями, ограниченной транспортной доступностью, высокой зависимостью всех сторон жизнедеятельности населения от качественного и бесперебойного тепло- и электроснабжения. Всё это накладывает на руководство энергетических предприятий Крайнего Севера дополнительную ответственность, поэтому требуется качественная перестройка сложившейся практики управления предприятиями, особенно в вопросах проведения структурных преобразований, оптимизации и упорядочения управленческих воздействий на основе тщательного мониторинга деятельности по достижению поставленных целей. Реализовать эти проекты возможно за счёт использования наиболее прогрессивных концепций и инструментов менеджмента. Накопленный постиндустриальными странами опыт свидетельствует о высокой эффективности внедрения контроллинга, представляющего собой систему информационно­ аналитической и методической поддержки принятия управленческих решений в условиях динамично изменяющейся внешней среды с ориентацией на достижение стратегических и тактических целей за счёт рационального управления, интегрирующего процессы учёта, планирования, анализа и контроля. Внедрение контроллинга в процесс управления энергетическими предприятиями будет направлено на выявление и активное использование внутренних резервов, реализацию стратегии развития предприятия, стабилизацию финансовых потоков, оперативный поиск и внедрение инноваций, а также способствовать снижению себестоимости энергии путём выявления и устранения неоправданных затрат. Таким образом, именно контроллинг будет способствовать повышению эффективности управления энергетическим предприятием и устойчивости его развития за счёт чёткой управленческой ориентации, интеграции управленческих функций и координации подсистем управления, направленных на достижение поставленных стратегических и тактических целей. В ходе исследования были выделены основные внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на построение системы контроллинга в энергетических компаниях, представленные в таблице 1. Одним из значимых внешних факторов является нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере энергетики. Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить множество нормативно-правовых актов, составляющих основу нормативно-правового обеспечения системы контроллинга. При этом следует разграничивать нормативно-правовые акты общие для всех субъектов энергетики и специфические, связанные с региональной спецификой. Специфическими нормативно­ правовыми актами, в частности, являются акты, регламентирующие деятельность в районах Крайнего Севера и в Арктической зоне РФ. Реализация основных функций системы контроллинга должна находиться в рамках действующей нормативно-правовой базы. Другим важным фактором, оказывающим влияние на построение системы контроллинга, являются экономические условия. Последние годы характеризуются всё большей неопределённостью и рисками развития мировых энергетических рынков, проявляющихся, например, в резких и зачастую непредсказуемых колебаниях цен на нефть, негативных последствиях мирового финансового кризиса, повышении вероятности дефицита поставок энергоресурсов, неоднозначности заключаемых международных соглашений в отношении экологической политики и по вопросам изменения климата. В то же время все большее внимание уделяется повышению долгосрочной устойчивости энергетических рынков и энергетической безопасности как отдельных стран и регионов, так и глобальной энергетики [4]. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz