Север и рынок. 2017, N 5.

На втором этапе, на основе проведенного анализа данных, строятся уравнения и оцениваются их параметры по полному ряду данных и по отдельным периодам. Затем проводится анализ результатов расчётов, и уточняются, дополняются или корректируются данные. Полученные параметры уравнений сравниваются с результатами предварительного исследования графиков. Выбор функций для прогнозирования, наиболее адекватно описывающих анализируемые процессы, осуществляется с учётом полученных статистических характеристик. При этом для каждого вида загрязнений (выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод, образование отходов и пр.) и каждого региона индивидуально подбираются как факторы, так и параметры функций. Третий этап связан с построением сценариев, учитывающих варианты внешнего воздействия на эколого-экономические процессы, включая политику органов власти. В модели это отражается в определении вариантов распределения инвестиций и других факторов и соответственно в изменении параметров уравнений. При решении этой задачи большое значение играют изменения как социально-экономической, так и экологической политики. На четвёртом этапе на основе построенных моделей по выбранным сценарным условиям осуществляется прогнозирование, появляются сценарии, отражающие различные варианты распределения инвестиций и изменения других факторов. Сценарии представляют собой количественные оценки не только развития экономики региона, но и её влияния на окружающую природную среду. Для проверки возможностей использования полученных моделей для прогнозирования были выполнены расчёты по сценарным условиям, взятым из утверждённой в 2010 г. Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г. В Стратегии выделено три сценария развития республики (инерционный, инвестиционный и инновационный), которые были дополнены разделом по экологической политике, отражающим динамику природоохранных затрат по видам загрязнений. Так, в ходе расчётов предполагалось, что в инерционном сценарии инвестиции в охрану атмосферного воздуха снижались до уровня 2003 г. и затем к 2020 г. достигали уровня 2008 г. В инвестиционном сценарии природоохранные инвестиции сначала уменьшались вдвое, а затем к 2018 г. возвращались на уровень 2008 г. В инновационном сценарии после снижения они к 2020 г. в 1,5 раза превышали уровень 2008 г. Результаты расчётов показали, что лишь инновационный сценарий, который предполагает рост ВРП на 75 %, за счёт изменения структуры экономики даёт продолжение сложившихся тенденций снижения уровня загрязнения атмосферы. Остальные сценарии характеризуются сохранением или увеличением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис. 4). Прогноз строился без учёта изменений экологического законодательства. ♦— инерционный — в— инвестиционный — *— инновационный Рис. 4. Прогноз изменения выбросов в атмосферу в соответствии с экономическими сценариями развития Республики Карелия (% к 1990 г.) Сопоставление прогнозных и фактических показателей влияния экономики на окружающую среду в Карелии за период реализации Стратегии-2020 после её утверждения в июне 2010 г. свидетельствует о реализации инерционного сценария развития региона. Реализация инновационного сценария, который принят за базовый органами власти республики, требует изменения инвестиционной политики. Снижение нагрузки на окружающую среду возможно только при условии привлечения инвестиций в новые отрасли (реализация структурных сдвигов в экономике) и замены технологий на действующих предприятиях по производству бумаги и добыче полезных ископаемых. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz