Север и рынок. 2017, N 5.

Этот период можно характеризовать как переходный к новым экологическим стандартам, регламентированным меняющимся экологическим законодательством. Законодательно установленные ориентиры экологизации экономики были заданы еще в 2008 г. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [21] в разделе «Экологическая безопасность экономики и экология человека»: снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз в зависимости от отрасли; сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз; сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза; рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест; снижение уровня экологического воздействия в 2-2,5 раза. Далее эти целевые индикаторы были закреплены в российской и региональных программах «Об охране окружающей среды». Однако затянувшийся кризис в экономике, введение санкций, падение цен на нефть и пр. отодвигает решение экологических задач на более длительную перспективу [22]. Влияние внешних факторов сказывается на степени достижимости установленных целевых индикаторов в сфере экологии. Так, например, в четырех регионах СЗФО (городе Санкт-Петербурге, Республике Карелии, Новгородской и Ленинградской областях) за весь период реализации Программы, включая 2016 г., не был достигнут ни один целевой показатель. Тем не менее, влияние такого фактора как изменение экологической политики в дальнейшем будет только усиливаться, и это необходимо учитывать в модели. График зависимости сброса загрязнённых сточных вод и затрат на природоохранную деятельность представлен на рисунке 3. Расчёты по сбросу загрязнённых сточных вод по формуле (2) показали, что рост ВРП на 1 % ведёт к увеличению нагрузки на водоёмы на 0,30 %, инвестиции в основной капитал и затраты на охрану окружающей среды снижают сбросы загрязнённых сточных вод на 0,07 % и на 0,11 % соответственно. 115 п о О SO Н------------- 1------------- 1------------- 1------------- 1------------- 1------------- 1------------- 1------------- 1------------- 1 50 70 90 110 130 150 170 190 210 230 Затраты на природоохранную деятельность Рис. 3. Взаимосвязь затрат на природоохранную деятельность в РК в ценах 2015 г. и сбросов загрязнённых сточных вод за 1996-2016 гг. (% к 2015 г.) Полученные результаты свидетельствуют о том, что объёмы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, и объёмы сбросов загрязнённых сточных вод в значительной степени зависят от рассматриваемых факторов. Наиболее значимыми факторами по результатам настоящих и ранее проведённых исследований можно считать инвестиции в модернизацию, структурные сдвиги в экономике и величину затрат на природоохранную деятельность. На основе построенных моделей разработана методика прогнозирования влияния развития экономики на экологическую ситуацию. Прогнозирование осуществляется в несколько этапов. В ходе первого этапа рассматриваются основные экономические и экологические показатели развития, выделяются особенности территории и выявляются сектора экономики, оказывающие наибольшее влияние на окружающую среду. Анализируются данные, для первоначальной оценки динамики факторных эластичностей и выявления периодов с различными сценариями поведения показателей строятся графические зависимости экологических, экономических и природоохранных показателей. В результате определяются ограничения на параметры функций и выбираются функции, наиболее подходящие для расчётов, прежде всего исходя из соответствия поведения факторных эластичностей. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz