Север и рынок. 2017, N 5.
Более простой вариант корректировки закрёпленных за пользователями долей квот предлагается на основе показателей производственной рентабельности и коэффициента производства разделанной продукции на промысле [12]. Следует отметить, что данное предложение, имея общую положительную направленность, не должно, по нашему мнению, использоваться при оценке деятельности предприятий поставляющих на берег охлаждённую рыбопродукцию с первичным уровнем переработки. Некоторая часть вопросов, связанных с совершенствованием механизма наделения пользователей водными биоресурсами и повышением экономической эффективности их использования были обозначены и исследованы в Институте экономических проблем КНЦ РАН ещё до введения «исторического принципа» [13]. В этих разработках предлагается к учёту широкий спектр корректирующих показателей. Последние учитывают по каждому пользователю степень освоения квот и её бюджетную эффективность, полноту налоговых платежей, глубину переработки улова, заходы промысловых судов в российские порты и выгрузки рыбопродукции. В последующем, механизм расчёта «Индивидуальных интегральных коэффициентов пользователей квотой» был откорректирован применительно к меняющимися условиями [14]. Разработанный корректирующий механизм в значительной мере отражает положения английской системы наделении квотами ВБР в зависимости от связи пользователей с метрополией. В целом, система наделения квотами биоресурсов в Евросоюзе ориентирована, прежде всего, на максимизацию прибыли с тонны осваиваемых ВБР [15]. В мировой рыболовной практике выработаны разнообразные режимы прав собственности, которые в общем случае состоят из систем правил, регулирующих доступ к природным ресурсам и контроль над ними. В этих правилах, помимо технических и экологических мер регулирования, устанавливаются обязанности и обязательства пользователей [15, 16]. Режимы прав собственности являются неотъемлемой частью управления природными ресурсами, поскольку они влияют на распределение издержек и выгод от природных ресурсов [17]. В частности в Великобритании для судов более 10 м длиной действуют требования по поддержанию экономической связи рыболовных судов, зарегистрированных в Великобритании, с береговым сообществом этой страны [19]: • не менее 50,0 % улова (в рамках выделенной Великобританией квоты) выгружается в Великобритании; • не менее 50,0 % численности экипажа судна должно постоянно проживать в Великобритании (при этом всегда минимум 75,0 % экипажа на борту должны быть в совокупности гражданами Великобритании, гражданами других стран Европейского Союза или Европейской Экономической зоны, или комбинации перечисленных государств); • не менее 50,0 % стоимости выгруженного улова (в рамках выделенной Великобританией квоты) за вычетом зарплаты экипажа должны составлять операционные расходы в Великобритании за поставленные товары и услуги; • не менее 50,0 % операционных расходов за поставленные товары и услуги должны быть произведены в Великобритании. В Норвегии прибрежному рыболовству придается приоритетное социально-экономическое значение в качестве основного фактора закрепления населения на побережье, особенно на севере страны. Судну океанического промысла, поставляющему улов на переработку в Норвегию, выделяется большая квота, чем судну, осуществляющему переработку улова в море [20]. В Канаде на прибрежном промысле уловы обязательно должны продаваться береговым предприятиям. Нижний предел цен контролируется государством [21]. В США для наделения квотами по большинству промысловых ресурсов используется система индивидуальных передаваемых квот на основе «историчности» производственных и финансовых показателей. При этом для отбора наиболее эффективных пользователей, например на промысле минтая (основного промыслового объекта), несколько лет использовалась олимпийская ситема освоения общих ресурсов [22, 24]. Принимая во внимание практику развитых рыболовных стран и отмеченные недостатки действующей в России системы распределения квотируемых ВБР, необходимость реализации региональных, государственных и общественных интересов, увеличения мультипликативного эффекта от расширения взаимосвязей предприятий рыбопромышленного комплекса, предлагается её модернизация на основе учёта следующих показателей: - полноты освоения выделяемых организации квотируемых ВБР; - степени эффективности освоения квотируемых ВБР; - глубины разделки рыбы при её экспорте из районов промысла и территориальных вод; - связь промысловых организаций с портом приписки. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz