Север и рынок. 2017, N 5.

больших, средних, малых и маломерных судов составил 25,1; 27,9; 28,9 и 25,1 лет соответственно. За последние десять лет по приведённым группам судов их возрастные показатели увеличились на 47,6; 13,9; 44,5 и 41,8 % соответственно. Достигнутые в последние годы в рыболовстве положительные результаты (увеличение вылова, высокие финансово-экономические показатели) как на Северном бассейне, так и в целом по РФ были обусловлены преимущественно хорошим состоянием сырьевой базы по наиболее ликвидным видам рыб и благоприятной ситуацией (вследствие девальвации рубля) на внешних рынках [6]. Вместе с этим наблюдаются и негативные тенденции, связанные, например, с ростом количества убыточных предприятий и сырьевой направленности экспорта. Отмеченное можно проиллюстрировать на примере Мурманской области, предприятия которой обеспечивают 15,0-16,0 общероссийского вылова. Так, в 2012-2014 гг. при увеличении рентабельности проданных товаров с 33,5 до 44,9 % удельный вес убыточных промысловых организаций повысился с 24,0 до 26,9 и 25,5 % соответственно. В 2016 г. рентабельность возросла до 73,9 %, доля убыточных предприятий — до 27,9 % [7]. Ухудшались и качественные показатели экспортной деятельности. В структуре натуральных показателей экспорта рыбопродукции предприятий Мурманской области мороженая рыбопродукция и филе рыбное превышают 95,0 %. В 2014-2016 гг. экспорт рыбы мороженой увеличился на 10,7 % (с 263,8 до 291,9 тыс. т), экспорт рыбного филе снизился на одну треть (с 46,3 до 30,6 тыс. т) [7], что свидетельствует о росте сырьевой направленности экспорта. Приведённые данные показывают, что действующая система наделения добывающих организаций долями квот ограниченных ВБР не способствует в полной мере увеличению выпуска продукции глубокой разделки, снижению сырьевой направленности экспорта, устойчиво поддерживает и сохраняет деятельность убыточных предприятий. Последнее свидетельствует об отсутствии или низком уровне конкуренции при освоении квотируемых объектов промысла. Всё это обуславливает необходимость корректировки сложившейся системы распределения и долгосрочного закрепления за пользователями долей квотируемых ВБР, направленной на повышение рациональности и эффективности их освоения с учётом общественных и государственных интересов как на региональном, так и федеральном уровнях. Актуальность проблематики подтверждается тем, что на заседании Президиума Госсовета РФ по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса России в октябре 2015 г. рассматривались альтернативные предложения по корректировке системы наделения пользователей ВБР по «историческому» принципу, в частности, предложения Министерства по развитию Дальнего Востока. По мнению разработчиков новой модели, действующее регулирование промышленного и прибрежного рыболовства, в основе которого лежит распределение ВБР на основании истории промысла, неэффективно с точки зрения государственных интересов и приоритетов. За период 2007-2014 гг. доходы государства от рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока снизились в 1,5 раза, количество работников отрасли упало с 85 до 60 тыс. чел., более 90,0 % экспорта - - продукция с низкой добавленной стоимостью, более 90,0 % рыбопромыслового флота эксплуатируется сверх нормативного срока службы, более 1 млн т водных биоресурсов недоосваивается. Поправки Минвостокразвития России охватывают базовые вопросы регулирования работы отрасли. Прежде всего, как и по каким правилам предоставлять права на вылов. Предусматривается, что доля квот может закрепляться на 3, 10 или 20 лет. Период, на который пользователь получает лимиты, зависит от тех обязательств, которые он на себя берёт [8]. Не менее радикальные предложения по изменению существующего механизма распределения долей квот были разработаны Федеральной антимонопольной службой. В документах, которые были представлены на рассмотрение в Правительственные органы РФ и на парламентских слушаниях в Госдуме (6 ноября 2015 г.) предлагалось использовать проведение конкурентных процедур, включая распределение долей квот и через аукционы [9, 10]. Необходимость корректировки системы распределения долей квот ВБР между пользователями в целях повышения экономической эффективности их использования рассматривалась и ранее. Так, председатель Межрегиональной ассоциации прибрежного рыболовства Европейского Севера В. В. Балашов предлагает разработать и утвердить рейтинговую оценку эффективности пользователей квотируемых биоресурсов на основе трех показателей, отражённых в бухгалтерском балансе пользователя: добавленной стоимости, уплаченных налоговых и таможенных платежей, объёма капитальных вложений в основные производственные фонды. Пересчёт долей квот собственников с учётом интегральных рейтинговых коэффициентов осуществлять регулярно через два года [11]. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz