Север и рынок. 2017, N 5.

Структура квотируемых объёмов вылова трески и пикши на Северном бассейне в период аукционного распределения квот Показатели Треска Пикша 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. Квотируемый объём вылова, т 187560 165149 168246 35136 35301 36684 Структура квотируемого объёма вылова, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 промышленная квота 84,9 61,6 35,5 81,9 58,0 40,0 прибрежная квота 0,7 0,9 1,0 1,0 2,3 1,8 аукционная промышленная квота 14,4 37,5 63,5 17,1 39,7 58,2 Примечание. Данные Департамента рыбного хозяйства Правительства Мурманской области. Многочисленные замечания к методам и критериям распределения квот со стороны пользователей, региональных органов и учёной среды, задержки с распределением квот, являвшихся одной из основных причин их недоосвоения в некоторые годы, свидетельствовали о назревшей необходимости внесения изменений в систему управления ВБР. Необходимость устранения сложившихся противоречий и негативных последствий действующей системы, поиска компромиссного варианта между всеми заинтересованными сторонами находило понимание как на региональном, так и федеральном уровнях. С 2004 г. было введено долевое наделение добывающих предприятий квотируемыми ВБР на пятилетний, а с 2009 г. — на десятилетний периоды. Основанием на право получения долей и их количественной оценки был установлен среднегодовой вылов предприятий за 3 года («исторический период»), предшествующих долевому распределению. Установленная система распределения и регулирующих положений управления квотируемыми ВБР, в отличие от прежних периодов, была закреплена на законодательном уровне [4]. Одновременно с рассмотренными изменениями вводились сборы за пользование ВБР в российской экономической зоне, дифференцированные по видам рыб. Ставки сборов были значительно ниже цен на аукционах, что уменьшило общие суммы поступлений в консолидированный бюджет рентной составляющей. Наделение добывающих предприятий долями квот вылова ВБР на долговременный период внесло и укрепило стабилизирующие позитивные условия хозяйствования, стимулировало списание (продажу) излишних мощностей флота, ограничение эксплуатации неэффективных судов и перевод части из них в отстой. Так, на Северном бассейне в 2005-2015 гг. количество промысловых судов сократилось в полтора раза (с 360 до 240 ед.). Это обеспечило большую сбалансированность наличия судовых мощностей с сырьевой базой, способствовало снижению объёмов незаконного промысла. Критикуемые положения были связаны с тем, что новая система распределения квот устраняет факторы конкуренции, ограничивает вовлечения новых и, что наиболее существенно, сдерживает расширение деятельности эффективных пользователей. Наделение предприятий квотами осуществлялось без учёта уровня экономической эффективности использования биоресурсов, что не способствовало, в частности, увеличению выпуска продукции глубокой разделки, снижению сырьевой направленности экспорта. Отмечалось, что одним из сдерживающих факторов обновления флота является законодательно закреплённая «распылённость» биоресурсов между многочисленными пользователями [5]. В этот период получила практика освоения квотируемых ВБР судами, взятыми в аренду по договору совместной деятельности. В рамках этой деятельности в большинстве случаев происходила завуалированная по своей сути продажа ресурсов по ценам на уровне рентной составляющей. С экономической точки зрения, аренда средств труда хозяйствующими субъектами, используемых ограниченное количество времени, рациональна и обоснована. Однако присвоение ренты без осуществления промысловой деятельности организациями с небольшими объёмами ресурсов формирует предприятия-рантье. Закрепление в 2008 г. за пользователями долей квот на десятилетний период, помимо влияния прочих положительных факторов, увязывалось со стимулированием процессов обновления промыслового флота, его технического и технологического развития. На это же были направлены и введённые в 2008-2009 гг. налоговые льготы: снижение платы за биоресурсы (10,0-15,0 % от номинального уровня), возможность перехода промысловых предприятий на единый сельхозналог. Однако поставленные целевые задачи были реализованы не в полной мере. Это относится и к наиболее эффективному в рассматриваемый период Северному бассейну. На бассейне на конец 2016 г. средний период эксплуатации по группам крупных, 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz