Север и рынок. 2017, N 5.
Keywords: aquatic biological resources, fishing activity, the system of distribution of quoted objects of the fishery, corrective indicators, efficiency, depth of processing. Рыночные преобразования, которые произошли в 1990-е гг. в рыбной промышленности, характеризовались активным возникновением новых промысловых предприятий в процессе приватизация традиционных предприятий и их дробления. Все это сопровождалось необходимостью формирования системы распределения ограниченных ВБР между возрастающим количеством хозяйствующих субъектов. В первоначальный период (до 2003 г.) сформировалась и действовала трёхуровневая система распределения квотируемых ВБР, с утверждением разработанных предложений на региональном и федеральном уровнях. На первом этапе квотируемые биоресурсы распределялись между регионами по пропорциям сложившимся в доперестроечный период. Эти пропорции корректировались с учётом показателей фактического освоения региональных квот в предыдущие годы, наличия рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих мощностей, утверждённых Правительством РФ региональных программ развития рыбной отрасли. На втором уровне региональные квоты вылова водных биоресурсов распределялись между пользователями всех форм собственности, включая совместные предприятия, а также ассоциации, союзы и другие объединения предприятий юридических и физических лиц. На первых двух уровнях распределение (разработка предложений) осуществлялось бассейновым и региональными научно-промысловыми советами соответственно. Третий этап распределения квотируемых ресурсов между пользователями проводился на уровне союзов, ассоциаций и других объединений предприятий, в Уставе которых эта функция была предусмотрена. Окончательное распределение квотируемых объектов промысла между пользователями (на втором и третьем этапах) проводилось пропорционально суммарным промысловым мощностям судов, зарегистрированных и лицензированных на право осуществления промысловой деятельности федеральными органами, которые находились в их собственности [1, 2]. Мощности отдельных судов как относительные величины устанавливались в соответствии с утверждёнными коэффициентами по типам судов, рассчитанными с учётом их технологических и энергетических мощностей. Необходимо отметить, что помимо получения права на освоение промышленной и прибрежной квот предприятия могли расширить своё ресурсное обеспечение, приобретая их на платной основе. Это осуществлялось в случае: - выделения квот совместным предприятиям (с участием иностранных резидентов); - реализации квот на финансирование федеральных и общебассейновых нужд (наука и рыбоохрана) российским и иностранным предприятиям (1994-2000 гг.); - реализации региональных (конкурсных) коммерческих квот (1995-1998 гг.). Дополнительно к этому добывающие предприятия осваивали на договорной основе «сблокированные» и «специальные» квоты, выделяемые в качестве ресурсной поддержки береговым предприятиям (1998-2003 гг.), привлекались для осуществления научно-исследовательских программ. На Северном бассейне в 1993-1998 гг. удельный вес выделяемых квот в составе общих годовых уловов, которые реализовывались на платной основе (без учёта сырьевых ресурсов на научные биологические исследования), колебался по треске в пределах 8,0-14,1 %, по пикше — 11,8-16,5 %. В последующие два года в связи с резким снижением промысловых запасов рассматриваемый показатель по треске снизился до 2,9-7,2 %, по пикше — до 1,5-3,2 %. В 2001-2003 гг. сфopмиpoванная в ^еды дущ ие пеpиoды ^ а к т е к а pесуpсoпoльзoвания была дoпoлнена аукцгонгой системoй pаспpеделения квoт [3]. Пpиoбpетение пpoмышленных квoт на аукцгонгой oснoве за ^ еп т аю pесуpсы за ^ е д ^ ^ ^ я м и , что явилoсь пpинципиальным oтличием or ^еж н ей системы pаспpеделения pесуpсов пpoпopциoнальнo судoвым пpoмыслoвым мoщнoстям. Введение системы аукцгонных пpoдаж квoтиpуемых oбъектoв пpoмысла (на Севеpнoм бассейне го ■феске, пикше и мopскoму фебешку) pезкo пoвысилo oбъёмы изъятия pентнoй сoставляющей и oказалo существеннoе влияние на пеpеpаспpеделение квoтиpуемых pесуpсoв между пoльзoвателями. В pассматpиваемый пеpиoд (2001-2003 гг.) oбъёмы аукцгонных пpoдаж в с ^ у к т ^ е квoтиpуемых oбъёмoв вылoва фески и пикши вoзpoсли, с 14,4 дo 63,5 % и с 17,1 дo 58,2 % сooтветственнo (табл.). Действовавшая до 2003 г. (с 2001 г. частично) многоуровневая система распределения водных биоресурсов, основанная в значительной мере на административных методах регулирования, в целом характеризовалась разнообразным спектром возможностей по корректировке принимаемых решений, привносила элементы субъективизма и коррупционности. Экспериментальная система аукционного распределения части квотируемых биоресурсов (в наибольшей мере в завершающей стадии) в силу высокой финансовой нагрузки, негативного влияния на экономическую устойчивость промысловых предприятий и формирование бюджетов приморских регионов не получила своего развития. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz