Север и рынок. 2017, N 5.

[20, 25, 26]. Было установлено, что интегральный анализ записей сейсмической и акустической эмиссии позволяет с высокой точностью определять координаты, время проявления и энергетику процессов, приводящих к растрескиванию ледниковых покровов и обрушениям фронтальных кромок выводных ледников на границе «суша-море» (калвинг и айсбергообразование). На геофизических полигонах Российского научного центра на архипелаге Шпицберген были созданы первые в Арктике сейсмоинфразвуковые группы и с их использованием экспериментально опробованы способы дистанционного контроля калвинга на наплавных кромках выводных ледников, стекающих в Ис-фьорд. Показано, что программно-аппаратные комплексы типа «СИМ» могут успешно работать в арктических условиях, обеспечивая непрерывный мониторинг процессов калвинга на расстояниях до 20 км [27]. Они могут служить прототипами для разработки стационарных сейсмоинфразвуковых комплексов с дальностью контроля до 100 км, пригодных для формирования на «передовой сети» обнаружения схода айсбергов с кромок ледников, приближенных к лицензионным участкам на шельфе или морским коммуникациям с интенсивным движением большегрузов. Традиционно проектировщиками ЛИС и систем управления ледовой обстановкой делается ставка на космический мониторинг айсберговой опасности. Между тем сроки создания национальной МКС «Арктика» отодвинуты за пределы горизонта экономического планирования, вследствие чего до 2025 г. операторы арктических проектов будут вынуждены опираться на импортную спутниковую информацию, которая в любой момент может быть ограничена санкциями, как это сделано в последние годы США в отношении нефтегазового сектора России [28]. В этой геополитической ситуации наземные сети геофизического мониторинга приобретают определенные преимущества в сравнении с космическими технологиями. Помимо фактора «импортонезависимости» практическим преимуществом геофизических сетей служит непрерывность мониторинга, возможность оповещения о месте схода айсберга в режиме близком к реальному времени, независимость от плотности облачности и тумана в зоне контроля, а также относительно низкая стоимость аппаратурного оснащения. Ориентировочные затраты на формирование одной сейсмоинфразвуковой группы оценивается в 6-8 млн руб., для полного «закрытия» фронта айсбергообразования в Баренцевом море потребуется 30-50 комплексов, а для восточно-новоземельского фронта будет достаточно 10 групп. Для сравнения можно указать современную стоимость космического контроля: цена спутникового снимка высокого разрешения на площадь 10 км2 в канадских и американских агентствах доходит до 10 тыс. долл. США; в расчёте на ежедневный контроль одного ледника годовые затраты составят более 200 млн руб. Очевидно, что в современных геополитических и экономических условиях следует опираться на отечественный научный и инновационный потенциал для обеспечения промышленной и экологической безопасности в Арктической зоне России [29, 30]. Заключение Реализация национальной стратегии развития Арктической зоны России требует усиления внимания к вопросам обеспечения промышленной и экологической безопасности морехозяйственного, транспортного и нефтегазового секторов, тенденции роста которых опережают формирование адекватной системы гидрометеорологического и навигационного обеспечения Арктической транспортной системы и организации службы контроля и управления ледовой обстановкой на оффшорных нефтегазовых промыслах. В обеспечении безопасности деятельности в Арктике целесообразно опираться на национальный научный и инновационный потенциал, активно используя при этом частно-государственную кооперацию. В число приоритетных задач освоения арктического шельфа и глубоководных маршрутов СМП необходимо включить мероприятия по созданию в Западной Арктике «айсбергового патруля», оснащенного системой непрерывного дистанционного геофизического мониторинга фронта айсбергообразования на островных архипелагах АЗРФ. Такой инновационный подход к построению арктической ЛИС и локальных подсистем управления ледовой обстановкой на лицензионных площадях и коммуникациях, примыкающих к айсбергогенным побережьям архипелагов, повысит конкурентоспособность России в освоении Арктики. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках гранта № 17-02-00248 по проекту «Инновационные факторы в освоении арктического шельфа и проблемы импортозамещения» 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz