Север и рынок. 2017, N 5.
существенно улучшится в результате введения в действие многоцелевой космической системы мониторинга природной среды (МКС) «Арктика» [11-13]. Решение о её создании было принято одновременно с утверждением в 2008 г. Основ национальной стратегии развития АЗРФ, однако вследствие неразрешимых проблем с поставкой импортных комплектующих и недостатком финансирования ни один из восьми запланированных космических аппаратов не был создан в срок [14]. Стоимость работ по формированию МКС превышает 50 млрд руб., поэтому принято решение о реализации программы в 2018-2025 гг. на основе частно-государственной кооперации [15]. Отметим, что в настоящее время по такому же механизму Норвежским космическим центром совместно с Telenor Satellite реализуется сходный с МКС «Арктика» проект создания телекоммуникационной системы для полярных областей Земли. Инвестиции в данный проект планируются в размере 330-650 млн долл. США [15]. Операторы нефтегазовых компаний, изъявивших намерение осваивать шельфовые месторождения Карско-Баренцевоморской провинции, проявляют большую по сравнению с транспортниками озабоченность проблемой предотвращения айсберговой опасности для создаваемых на шельфе подводных и надводных инженерно-технических сооружений. Во многом такая позиция компаний, владеющих лицензионными участками на арктическом шельфе, обусловлена ужесточением требований к гарантированному обеспечению экологической безопасности любых хозяйственных проектов, реализуемых в Арктике. Такая «жёсткость» декларирована в стратегиях освоения ресурсного потенциала Арктики всеми приарктическими государствами [17]. После катастрофических разливов нефти, связанных с авариями танкера «Exxon Valdez» на Аляске и взрывом на платформе «Deep Waters» в Мексиканском заливе, уровень экологических регламентаций в США возрос настолько, что крупные нефтяные корпорации временно приостановили на неопределённый срок геологоразведочные работы на арктическом шельфе Северной Америки. В России приверженность экологической стратегии недвусмысленно продемонстрирована проведённой в последние годы массированной и дорогостоящей кампанией по уборке арктических архипелагов от техногенного мусора, накопленного на протяжении ХХ века. Поиск адекватного решения для предотвращения айсберговой угрозы для будущих оффшорных промыслов на шельфе АЗРФ в этом аспекте может рассматриваться как свидетельство готовности операторов проектов следовать в русле национальной экологической политики. Одним из первых примеров трансформации «экологической озабоченности» в реальные действия стал выбор концепции технического обустройства добычного комплекса на Штокмановском газоконденсатном месторождении (ШГКМ) в Баренцевом море. На ранних этапах разработки концепции (1992-2001 гг.) за основу принимались различные варианты создания гигантской стационарной буровой платформы, прототипом для которой служили норвежские добычные платформы в Северном море [16]. После выявления в 2003 г. специализированными экспедициями ААНИИ доказательств подверженности промысловой площадки ШГКМ в летний «безледный» период «айсберговым атакам» с участием ледовых глыб массой до 3,7 млн т [5], выбор проектировщиков однозначно склонился в пользу мобильного плавучего комплекса, который может быть быстро уведен со своей позиции на безопасное расстояние от трассы атакующего «стада айсбергов». Уместно подчеркнуть, что в отличие от транспортников, решающих задачи по минимизации последствий механического воздействия на корпуса судов приповерхностной части айсберга, для операторов нефтегазовых промыслов на арктическом шельфе не меньшую значимость имеют угрозы, создаваемые придонными килями айсбергов. Известно, что размеры подводной части айсберга в 6-8 раз превышают высоту надводной части (рис. 7). В Западной Арктике айсберги пирамидальной формы при относительной небольшой массе могут нести киль длиною до 100-170 м, поэтому на мелководных участках шельфа они могут наносить существенные повреждения донным инженерно-техническим сооружениям: в осадочном чехле дна на глубинах до 300 м обнаруживаются многочисленные «плугмарки» глубиной до 16 м и протяжённостью в сотни метров — это борозды выпахивания, произведенного килями гигантских айсбергов. Рис. 7. Строение айсберга пирамидального типа [18] 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz