Север и рынок. 2017, N 5.
Красная линия — реконструкция дрейфа в 2010-2013 гг. айсберга массой 420 тыс. т (фото на врезке), столкновение с которым привело к гибели «Титаника» 15 апреля 1912 г. в «безледной» акватории на широте 42 ° с. ш. (показано стрелкой). Картографическая основа по Google Earth, фото и данные по сайту: URL: https://www.colors.life/ post/237853 Рис. 6. Акватория Северной Атлантики с максимальным уровнем айсберговой опасности - - «Аллея айсбергов» между Гренландией и Северной Америкой Как показано выше, в последние годы на Арктическом транспортном коридоре разворачиваются «гонки» большегрузов, превосходящих по водоизмещению «Титаник» вдвое. Стремление судоводителей минимизировать время прохождения СМП ведётся без оглядки на потенциальную айсберговую опасность отдельных участков высокоширотных трасс, пролегающих вблизи островных архипелагов с многочисленными выводными ледниками. В какой-то мере этот неоправданный риск обусловлен доминирующим в общественном сознании представлением, что серьёзная айсберговая опасность связана только с гигантскими ледниками Гренландии. На её территории суммарная площадь ледового покрова мощностью от 1 до 3 км достигает 1,6 млн км2, айсберговый сток в океан в период потепления климата оценивается в 250 км3 (порядка 220 млрд т). Только по «Аллее айсбергов» в год проплывает до 40 тыс. айсбергов, спускающихся с севера от 78-80 ос. ш. до 40-42 ос. ш., где они могут подхватываться теплыми водами Гольфстрима и транспортироваться в акваторию Баренцева моря (к примеру, айсберг, потопивший «Титаник» доплыл до Земли Франца-Иосифа). На архипелагах Западной Арктики (Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля) площади ледовых куполов значительно уступают Гренландии (суммарно около 92 тыс. км2), мощность их не превышает 500 м, айсберговый сток оценивается примерно в 10 км3(9 млрд т) [5, 6]. Приняв «средний» размер «рядовых» айсбергов на уровне 0,1 млн т, можно ориентировочно оценить численность карско-баренцовоморского «стада» — 90 тыс. айсбергов, представляющих опасность для судов и инженерно-технических сооружений на шельфе. К сожалению, ни в России, ни в Норвегии в настоящее время нет специальных служб, отслеживающих состояние ледовых покровов на арктических архипелагах и контролирующих генерацию айсбергов выводными ледниками. Спорадические сведения о наблюдении айсбергов в акватории Баренцева моря с борта проплывающих судов аккумулированы в базе данных Государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ): за период с 1928 по 2007 гг. в ней зарегистрировано 27 700 «увиденных» айсбергов [5], что подтверждает реалистичность приведенной выше расчётной оценки численности «стада». Проблема защиты от айсбергов оффшорных инженерно-технических сооружений Очевидно, что при указанных выше масштабах распространения айсбергов в акватории пренебрежение данным фактором риска может привести к тяжелым последствиям, и необходимо принять комплекс превентивных мер сведения рисков к минимуму [10]. «Транспортники», в принципе, признают это положение, но при организации движения судов по мелководным южным трассам СМП и примыкающим к ним участкам баренцевоморских маршрутов, проходящих ниже 74 о с. ш., вероятность встречи судна с крупным айсбергом ниже 1 %, при этом современные бортовые средства радиолокационного и оптического наблюдения обеспечивают безопасное плавание малотоннажных судов. Предполагалось, что к моменту выхода «большегрузов» на северные глубоководные трассы, гидрометеорологическое обеспечение плавания по арктическим транспортным коридорам 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz