Север и рынок. 2017, N 5.

(проект «Ямал СПГ») строятся 15 крупнотоннажных газовозов ледового класса, которые будут совершать до 1600 рейсов в год из порта Сабетта в Европу и Юго-Восточную Азию. Еще 400 рейсов танкеров потребуется для вывоза нефти из Нового порта. В Мурманском порту планируется создать глубоководный терминал для перевалки до 40 млн т нефти, доставляемой по СМП и баренцовоморскому коридору крупнотоннажными танкерами из месторождений Западной Сибири и арктического шельфа. Кроме наливных грузов ожидается рост транзитных контейнерных перевозок и общих грузов объёмом более 1,5 млн т в год. К гражданскому грузообороту следует приплюсовать существенно возрастающий масштаб движения судов, обеспечивающих функционирование Арктической группы войск и военных баз, расположенных на островных архипелагах Арктики. Наметившийся тренд даёт основания надеяться на реализацию «оптимистического сценария» развития СМП, согласно которому к 2030 г. общий объём грузоперевозок по Арктическому транспортному коридору достигнет 144 млн т, из них Газовоз «Кристоф де Маржери» стал лауреатом престижной международной премии 2017 Platts Global Energy Awards в номинации «Инженерный проект 2017 года» [3]. Судно открывает серию из 15 газовозов нового типоразмера «YAMALMAX», строящихся по заказу ПАО «Новатэк». Их технические характеристики: длина — 299,0 м, ширина — 50,0 м, дедвейт — 80,2 тыс. т, скорость — до 19,5 узлов (во льдах до 2,5 м — от 2 до 7 узлов), осадка — 11,8 м, вместимость — 172 630 м 3 [4] . Рис. 3. Газовоз «Кристоф де Маржери» (Christophe de Margerie) принимает на борт первую промышленную партию СПГ в порту Сабетта 9 декабря 2017 г. (Фото правительства ЯНАО) [3] Айсберговая опасность в Западной Арктике В настоящее время целесообразно осуществить коренную переоценку айсберговой опасности в Западной Арктике и вывести в число приоритетных задач по обеспечению промышленной и экологической безопасности в Евро-Арктическом регионе организацию эффективного «Айсбергового патруля», используя столетний опыт аналогичной службы в прибрежной зоне Северной Америки. Следует особо подчеркнуть, что большая часть будущих судоходных маршрутов будет проходить в высокоширотных районах акватории, где вероятность встречи судов с айсбергами возрастает с 1-2 %, типичных для южных трасс до 40-60 % вблизи полярных архипелагов с ледниковыми куполами (рис. 4, 5) [5-8]. Уместно напомнить, что толчком для создания международного айсбергового патруля в Северной Атлантике стала трагедия «Титаника», крупнейшего круизного судна начала ХХ века (дедвейт 66 тыс. т). Стремясь поставить рекорд по времени пересечения Атлантики на маршруте Лондон-Нью-Йорк, лайнер не снизил скорость до безопасного предела при пересечении так называемой «Аллеи айсбергов» (рис. 6) и затонул после столкновения с айсбергом 14 апреля 1912 г. Осенью того же года была организована международная конференция по безопасности морских коммуникаций, которая приняла решение о создании Международного айсбергового патруля в том районе Атлантики, где «Аллея айсбергов» пересекается с основными морскими коммуникациями, связывающими Европу и Америку. В начале 1913 г. патруль был сформирован на основе технических средств США и Канады и успешно действует до настоящего времени. Отслеживание айсбергов и оповещение всех кораблей, следующих через «аллею», осуществляют Береговая охрана США и Канадская ледовая служба [9]. За 100 лет деятельности патруля ни одно судно, воспользовавшееся его услугами, не попало в аварийную ситуацию. Деятельность патруля финансируют 17 государств, чьи суда регулярно курсируют по трансатлантическим трассам. В конце века канадцы в дополнение к функции пассивного оповещения об айсберговой угрозе освоили и активные способы предотвращения угроз морским сооружениям - - обеспечили увод с помощью мощных буксиров опасных айсбергов массой до 12 млн т с траекторий, нацеленных на добычные платформы на шельфе. Несомненно, канадский опыт следует в полной мере использовать при разработке российских и интернациональных систем противодействия айсберговой опасности в АЗРФ. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz