Север и рынок. 2017, N 5.

Принципиальное изменение ситуации наметилось в 2010-2011 гг., когда на пике растепления Арктики площади распространения льдов и их толщина на трассах СМП значительно уменьшилась, что открыло возможность применения крупнотоннажных судов для транзитных рейсов между Европой и Юго-Восточной Азией и использования танкеров дедвейтом в 70 тыс. т для вывозки нефти из осваиваемых месторождений Печорского моря и его побережья. Объём грузоперевозок возрос до уровня 4 млн т в год (рис. 2), количество транзитных рейсов большегрузов варьировало от 26 до 46, при этом большинство судов проходили по южной трассе СМП (ниже 74 ° с. ш.), находящейся вне зоны повышенной айсберговой опасности (за исключением пролива Вилькицкого) [2]. 12000 10000 § 8000 6000 U £ 4000 2000 п у / у i А f 7 л ? a V Л* V Рис. 2. Объёмы перевозок по СМП в 2003-2017 гг. (* — прогноз) Новую эру в освоении акрктического транспортного коридора открыл танкер класса «Суэцмакс» «Владимир Тихонов» группы компаний «Совкомфлот» (СКФ): в августе 2011 г. он совершил первый экспериментальный переход по северной трассе СМП, доставив свыше 120 тыс. т газового конденсата из Европы в Азию арктическим маршрутом. Впервые в истории плавания по СМП судно типа «Суэцмакс» дедвейтом свыше 160 тыс. т, усиленное по ледостойкости до класса Arc4 (1ice- 1А), с полной коммерческой загрузкой и осадкой более 10 м прошло по глубоководной трассе от мыса Желания на Новой Земле севернее архипелага Новосибирских островов (см. рис. 1). Расстояние в 2200 морских миль танкер в сопровождении двух атомных ледоколов «Атомфлота» преодолел со средней скоростью 14 узлов за 7,5 сут (рекордное время для СМП!). Полное транзитное время для перехода от порта погрузки (Мурманск) до порта выгрузки (Маптапхут в Таиланде) составило 28 сут — на 8 сут меньше по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал [2]. В 2013-2017 гг. применение большегрузов и количество транзитных рейсов по арктическому коридору выросло на порядок. 5 декабря 2017 г. в городе Санкт-Петербурге, выступая на панельной сессии VII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», первый заместитель руководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Н. А. Монько отметил, что начиная с 2013 г., ежегодно выдаётся от 625 до 718 разрешений на проход СМП судами 187 компаний (в том числе 70 иностранных), в результате чего общий объём грузоперевозок устойчиво растёт от года к году, достигнув в 2017 г. 10,2 млн т (рис. 2). Символично, что завершением текущего года стала впечатляющая транспортная операция по доставке первой промышленной партии СПГ с завода «Ямал СПГ» ПАО «Новатэк» в Великобританию и Юго-Восточную Азию, осуществленная двумя газовозами нового типа «YMALMAX», построенных по заказу «Совкомфлота» на верфях Южной Кореи (рис. 3). Первый из них — «Кристоф де Маржери» — в августе 2017 г. перекрыл рекорд «Владимира Тихонова» по скорости прохождения СМП: в экспериментальном рейсе с грузом газоконденсата, доставляемого из Киркенеса (Норвегия) в порт Пусан (Южная Корея), северная трасса СМП была пройдена без ледокольного сопровождения за 6,5 сут со средней скоростью 14 узлов. В декабре этому газовозу в паре с его аналогом «Борисом Вилькицким» была доверена почётная миссия — принять в свои танки в порту Саббетта в Обской губе Карского моря первую промышленную партию сжиженного природного газа (СПГ), выработанного на заводе «Ямал СПГ» компании «Новатэк» (рис. 3). По мнению заместителя губернатора Мурманской области А. М.Тюкавина и генерального директора ФГУП «Атомфлот» В.В.Рукши, в следующем пятилетии масштабы судоходства и грузоперевозок в Арктике превзойдут уровень 2017 г. в 2-3 раза. Так, для обеспечения вывоза продукции строящихся в Обской губе Карского моря заводов сжиженного природного газа 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz