Север и рынок. 2017, N 5.
добычу полезных ископаемых в объёме инвестиций в объекты транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов [21, c. 123-157; 22]. Кроме того, в новом механизме господдержки предусмотрено субсидирование инвесторов за счёт средств федерального бюджета для создания объектов транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, необходимых для реализации таких проектов. Несмотря на предпринимаемые государством шаги, остальные дальневосточные регионы (Камчатский край и Чукотский АО) из-за значительной удалённости от основных экономических центров и неразвитой транспортной инфраструктуры, остаются малопривлекательными для инвесторов, поэтому объёмы инвестиций здесь крайне непостоянны и связаны с развитием единичных промышленных проектов. Темпы роста инвестиций в старопромышленных регионах (Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия) имеют неустойчивую тенденцию и напрямую связаны с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов (например, проекты комплексного развития Мурманского транспортного узла, строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного морского порта в Архангельске), что в перспективе создает риски существенного инвестиционного спада при завершении данных проектов. Стоит отметить, что среди старопромышленных регионов заметно выделяется Мурманская область, являющаяся форпостом развития российской Арктики. Однако геополитическое значение региона в обеспечении национальной безопасности, ограничивают приток инвестиций (в том числе иностранных) и тормозит развитие некоторых видов экономической деятельности региона (например, из-за недоиспользования резервов транспортного комплекса не в полной мере используется транзитный потенциал региона) [23, c. 13-20; 24; 25]. Всё это закономерно отображается в экономических показателях и предопределяет невысокие позиции Мурманской области в различных инвестиционных рейтингах, которые не соответствуют реальности. Таким образом, можно сделать вывод, что принимаемые региональными властями меры, направленные на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата не являются непосредственной причиной инвестиционной активности в некоторых регионах Севера. Работа выполнена при поддержке грантов РФФИ № 17-46-510636 «Неравномерность социально-экономического развития городов и районов Европейского Севера России: тенденции, закономерности, прогноз влияния опорных зон развития Арктики» и № 17-12-51003 «Разработка эконометрических моделей производства валового регионального продукта Арктических субъектов для прогнозирования и управления экономикой Арктической зоны Российской Федерации». Литература 1. Назаров А. Г. Методика оценки инвестиционной политики региона // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12. С. 261-263. 2. Новокшонова Е. Н. Оценка эффективности региональной инвестиционной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 11. С. 49-60. 3. Дидык В. В., Серова Н. А. Региональная инвестиционная политика на Севере России // Пространственная экономика. 2005. № 4. С. 90-102. 4. Armstrong Н. Regional Economics and Policy (3rd Edition). Wiley-Blackwell. 2014. 448 p. 5. Pinder D. Regional Economic Development and Policy: Theory and Practice in the European Community. Routledge. 2017. 126 p. 6. Воеводина О. В. Влияние делового климата на инвестиционный климат субъектов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 34 (409). С. 41-52. 7. Султанов Г. С. Формы улучшения инвестиционного климата как базиса формирования эффективной инвестиционной политики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2. С. 278-280. 8. Инвестиционный климат северных территорий: региональный и муниципальный уровни / Под науч. ред. д. э. н. Т. П. Скуфьиной. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2015. 164 с. 9. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы / под науч. ред. д. э. н, проф. В. С. Селина, д. э. н., проф. Т. П. Скуфьиной, к. э. н., доц. Е. П. Башмаковой, к. э. н., доц. Е. Е. Торопушиной. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2016. 420 с. 10.Емельянова Е. Е. Влияние региональных особенностей Севера на цели, задачи и возможности реализации муниципальной инвестиционной политики // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 5 (35). С. 79-82. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz