Север и рынок. 2017, N 5.

Согласно результатам обоих рейтингов, лидерами являются «нефтегазовые» Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, характеризующиеся высокой инвестиционной привлекательностью и наличием обширной практики реализации проектов ГЧП. Большинство остальных регионов входит в группы с приемлемыми условиями ведения бизнеса и средним и низким уровнем развития ГЧП (отсутствует опыт реализации проектов ГЧП или региональный опыт представлен несколькими небольшими проектами), что позволяет сделать вывод о достаточно эффективной работе региональных властей по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Абсолютным аутсайдером является Магаданская область, в которой институциональная среда в сфере ГЧП практически не развита, а условия ведения бизнеса остаются на неудовлетворительном уровне. Необходимо отметить, что в 2016 г. все регионы Севера ухудшили свои позиции в рейтинге развития ГЧП. При этом наибольшее снижение характерно для регионов с высоким (Республика Коми, Ханты- Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и средним (Сахалинская и Мурманская области) уровнем развития ГЧП. По мнению специалистов Центра развития ГЧП, в значительной мере это связано с падением темпов роста российской экономики, и, как следствие, снижением интереса инвесторов к долгосрочным инвестициям в инфраструктуру на региональном и муниципальном уровнях [12]. Далее автором была проведена оценка эффективности инвестиционной политики регионов Севера с использованием предложенных (см. выше) количественных показателей. Северные регионы значительно различаются между собой по территории, численности населения, развитости производственной и социальной инфраструктуры, бюджетной обеспеченности и многим другим факторам [13, с. 34-60; 14]. Тем не менее, практически все они (за исключением Архангельской области и Республики Карелия) занимают лидирующие позиции в стране по уровню производства ВРП и инвестициям в основной капитал на душу населения (табл. 3-4). Абсолютными лидерами являются Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Сахалинская область, что главным образом связано с концентрацией на территориях данных регионов нефтегазодобывающих предприятий. По налоговым поступлениям в федеральный бюджет северные регионы (за исключением Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Камчатского края) также занимают достаточно высокие позиции. Лидерами являются нефтегазовые «регионы-доноры» Ненецкий, Ямало­ Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, которые отличаются одними из самых высоких уровней кредитоспособности и расходов бюджета в расчёте на одного жителя среди всех субъектов РФ [15, с. 95-108]. Остальные регионы, несмотря на высокие места по уровню поступлений в федеральный бюджет, являются дотационными, а их бюджеты - дефицитными. Это обусловлено тем, что бюджеты северных регионов несут повышенные расходы на обеспечение жизнедеятельности населения. Таблица 3 Валовой региональный продукт на душу населения в сопоставимых ценах 2012 г., тыс. руб. Регионы Севера 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Место среди субъектов РФ, 2015 г. Республика Карелия 252,0 254,8 255,8 257,8 38 Республика Коми 541,2 528,7 510,7 506,6 10 Архангельская область 391,1 399,0 410,1 426,5 33 Ненецкий АО 3685,9 3638,0 3743,5 4054,2 1 Мурманская область 362,0 368,8 377,0 383,7 14 Ханты-Мансийский АО 1719,1 1700,2 1662,8 1617,9 4 Ямало-Ненецкий АО 2209,8 2289,4 2424,4 2390,5 2 Республика Саха (Якутия) 566,4 572,1 589,8 598,0 8 Камчатский край 397,7 395,7 401,3 411,3 13 Магаданская область 511,1 538,7 563,0 582,7 7 Сахалинская область 1298,4 1321,8 1337,7 1384,5 3 Чукотский АО 896,8 904,0 1040,5 1053,0 5 В среднем по Северу 1069,3 1080,3 1110,9 1131,3 - Справочно: РФ 348,6 352,5 353,9 356,7 - Примечание. Рассчитано автором по даннымФедеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz