Север и рынок. 2017, N 5.

поддержки инвесторов и предпринимателей, от чего, по мнению многих экономистов, напрямую зависит инвестиционный климат территории [6, c. 41-52; 7, с. 278-280]. В настоящем исследовании автором проведена оценка эффективности инвестиционной политики регионов российского Севера как на основе общих критериев эффективности деятельности региональных властей, так и на основе предложенных автором качественный и количественные показателей. Как отмечалось выше, внедрение Регионального инвестиционного стандарта является обязательным во всех субъектах РФ, а сам стандарт используется для оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти. Исследование показало, что основные направления улучшения инвестиционного климата, отражённые в Региональном инвестиционном стандарте, на сегодняшний день внедрены в большинстве северных регионов. При этом в пяти из них (в Мурманской и Магаданской областях, Республике Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах) внедрение всех направлений стандарта бышо полностью завершено уже к концу 2014 г. [8; 9, с. 115-120]. В остальных регионах внедрение стандарта завершилось только в 2015-2016 гг., а в Сахалинской области продолжается до сих пор (из 15 разделов стандарта внедрено 13). Во всех регионах Севера действует законодательство о защите прав инвесторов и поддержке инвестиционной деятельности, разработаны и приняты инвестиционные стратегии, созданы координирующие органы по улучшению инвестиционного климата и региональные инвестиционные фонды. В части создания доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков) во всех регионах планируется или проводится проектирование объектов индустриальных парков и технопарков, особых экономических зон регионального уровня. Финансовые механизмы улучшения инвестиционного климата и условий ведения бизнеса представлены в виде налоговых льгот, государственных гарантий, рассрочки налоговых платежей, прямого финансирования за счёт региональных инвестиционных и венчурных фондов. Например, в Якутии, Магаданской области и на Чукотке участники региональных инвестиционных проектов освобождены от налога на прибыль в течение пяти налоговых периодов. В Ханты-Мансийском АО, Карелии, Коми, Архангельской и Магаданской областях для организаций, реализующих инвестиционные проекты, которым присвоен статус особо значимых, ставка налога на имущество составляет 0 %. Во всех регионах также предусмотрены меры поддержки развития малого и среднего бизнеса: разработаны программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства; созданы гарантийные, лизинговые, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы. Например, в Ханты-Мансийском АО создан Фонд микрофинансирования Югры, основным направлением деятельности которого является участие в финансировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления микрозаймов (максимальная сумма займа — 1 млн руб., процентная ставка — до 10 % годовых). Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные механизмы способствуют формированию в регионах институциональной среды в сфере государственно-частного партнёрства и развития предпринимательства, системы привлечения инвестиций с помощью информационного обеспечения потенциальных инвесторов о ресурсах региона, законодательства о защите прав инвесторов и поддержке инвестиционной деятельности, инфраструктуры для размещения производственных объектов и т. д. Однако, несмотря на предпринимаемые властями меры, в малом бизнесе и инвестиционной деятельности северных регионов имеют место разнонаправленные и противоречивые тенденции. Например, в Мурманской области в 2016 г. общее количество малых предприятий по сравнению с 2012 г. увеличилось почти в 2 раза, а прирост оборота составил 54,7 %. Однако численность занятых на малых предприятиях области сократилась более чем на 7 тыс. чел., что в основном связано, с выведением ряда структурных подразделений из состава крупных предприятий региона, а не с проводимой региональными властями политикой по улучшению инвестиционного климата и условий ведения бизнеса. Похожая ситуация характерна и для Республик Карелия и Коми, Сахалинской области, Камчатки, Ханты-Мансийского АО. При этом темпы прироста оборота малых предприятий указанных регионов в среднем за 2012-2016 гг. показывают отрицательную динамику. Стоит отметить и факты формального отношения региональных властей к конкретным мероприятиям в рамках внедрения Регионального инвестиционного стандарта. Например, в ряде регионов отсутствуют доклады, отражающие основные направления инвестиционной политики региона, на Чукотке до сих пор отсутствует специализированный инвестиционный портал, а вся информация об инвестиционной деятельности региона размещена на сайте Правительства. Во многих регионах также недостаточно активно ведется стимулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере привлечения инвестиций и развития предпринимательства, которые 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz