Север и рынок. 2017, N 5.

Также можно отметить и неудовлетворительное положение дел в сфере управления основными фондами [14]. На Севере превалирует повышенный, в некоторых регионах - - критический коэффициент износа зданий и оборудования. Как основные фонды, так и упомянутые ранее компенсации, находятся в ведении бухгалтерских служб. Таким образом, использование нововведений и возможностей, появляющихся в ходе реформы бухгалтерского учёта, является чрезвычайно важным. Поскольку на сегодняшний день разработаны и утверждены не все стандарты бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора, может быть использована возможность внесения в рекомендации ведения бухгалтерского учёта специфики оплаты труда и компенсаций расходов по проезду в отпуск и обратно для лиц, проживающих в особых климатических условиях таких, как Крайний Север. Важным фактом является то, что может произойти как увеличение, так и снижение повышающих коэффициентов и процентных надбавок для заработной платы и улучшение или ухудшение условий предоставления компенсаций. Для недопущения снижения уровня жизни населения, минимальным условием является сохранение данных положений в виде, предусмотренном действующими на данный момент нормативными актами. Если с льготами и компенсациями всё достаточно просто - - их традиционное и жёсткое закрепление в законодательстве практически полностью снимает все возникающие вопросы, то в отношении решения проблемы повышенного износа основных фондов в условиях Севера всё намного сложнее. Новые возможности решения данной проблемы появились после появления стандарта, утверждённого приказом Минфина России № 257н от 31.12.2016 «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора “Основные средства”» (далее - - стандарт «Основные средства»). Данный стандарт был разработан на основе международного стандарта IAS 16 [15]. В нём дается описание формирования первоначальной стоимости объекта основных средств, приобретённого в результате обменных операций или созданного субъектом учёта, также и формирование его первоначальной стоимости при приобретении в результате необменных операций. Также предусмотрены новые определения и термины, введены новые понятия, устанавлены единые требования к бухгалтерскому учёту основных средств и информации об основных средствах, раскрываемой в бухгалтерской отчётности организаций государственного сектора. Разнообразие видов экономической деятельности организаций государственного сектора говорит о том, что при ведении своей деятельности они используют различные группы основных средств. В основном, организации государственного сектора имеют для ведения своей уставной деятельности и для управленческих нужд такое недвижимое имущество, как здания, земельные участки, участки недр, объекты незавершённого строительства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Организации бюджетной сферы на балансе учреждений имеют имущество недвижимое и движимое. При этом согласно п. 38 Инструкции № 157н к основным средствам относится имущество, независимо от его стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенное для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг для выполнения государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения. К недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые помещения (здания и сооружения). К движимому имуществу машины и оборудование, транспортные средства, инвентарь производственный и хозяйственный, многолетние насаждения, инвестиционная недвижимость, основные средства, не включенные в другие группы. Организациям государственного сектора орган, исполняющий функции и полномочия учредителя, выделяет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (бюджетным учреждениям), финансирует деятельность из бюджета соответствующего уровня (казённым учреждениям). При этом эти средства не предусмотрены для приобретения объектов основных средств организациями государственного сектора. Для этих целей бюджетным и казённым учреждениям, по обоснованной заявке выделяются целевые субсидии на осуществление капитальных вложений, то есть соответствующий бюджет (федеральный, региональный, местный) инвестирует в строительство, приобретение, модернизацию и т. п. объектов основных средств в организации государственного сектора. Так, в 2015 г. учреждениями образования Мурманской области введены в действие новые основные фонды в сумме 377 млн руб. [14]. В то же время на приобретение оборудования, инструментов и других видов движимых основных средств организации государственного сектора не получают средства. В сложившейся ситуации приходится искать других инвесторов для приобретения объектов движимых основных средств. Так, сотрудники учреждений науки участвуют в конкурсах на выполнение научно-исследовательских работ в Российском 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz