Север и рынок. 2017, N 5.
В настоящее время основным нормативным правовым документом, регулирующим бухгалтерский учёт в РФ, является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - - Закон о бухгалтерском учёте) [1], действие которого распространяется, в том числе на государственный сектор, а положения этого документа применяются при ведении бухгалтерского учёта активов и обязательств РФ как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Помимо Закона о бухгалтерском учёте организации государственного сектора, осуществляя бухгалтерский учёт своих активов и обязательств, также должны руководствоваться: - приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»; - приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению»; - приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»; - приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта автономных учреждений и Инструкции по его применению»; - приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; - приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Необходимо уточнить, какие организации относятся к «организациям государственного сектора». Согласно Закону о бухгалтерском учёте к организациям государственного сектора относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов. В свою очередь, к государственным (муниципальным) учреждениям относятся казённые, бюджетные и автономные учреждения [2]. Очевидно, что отсутствие унифицированных стандартов отдельно для коммерческого сектора и отдельно для государственного, и большое количество дополняющих документов, принятых в разное время, значительно осложняют ведение бухгалтерского учёта. В данной ситуации появляется необходимость в создании новой системы бухгалтерского учёта и отчётности путём реформирования. Основы начала реформы были заложены ещё в 1998 г., когда в РФ началась постепенная трансформация бухгалтерского учёта. Была предложена Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 (далее — Постановление № 283). Согласно Постановлению № 283, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчётности. В систему международных стандартов финансовой отчётности входят стандарты для коммерческого сектора и стандарты для общественного сектора [3]. Задачи реформы заключаются в следующем: • сформировать систему стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта [4]. Главная ответственность за проведение реформы лежит на Министерстве финансов РФ (далее — Минфин России). Согласно ст. 165 и 264.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям Минфина России относится осуществление методологического руководства в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, установление порядка составления и ведения бюджетных смет федеральных казённых учреждений, а также порядка ведения бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях и разработка единой методологии и стандартов бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz