Север и рынок. 2017, N 4.

Объем инвестиций в основной капитал в регионах Севера варьируется от 61 080,5 тыс. руб. в Камчатском крае до 228 955,8 тыс. руб. в Магаданской области. Данные значения сопоставимы с регионами, в которых получили поддержку первые инновационные кластерные инициативы. Значительные инвестиции, направляемые в развитие регионов Севера, позволяют обеспечивать обновление основных производственных фондов на уровне среднего по России 10,8 %. Однако, как видно из таблицы, данное качественное обновление производственного процесса осуществляется преимущественно за счет бюджетного финансирования и требуется привлечение к инвестиционной привлекательности регионов частных инвесторов. Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования, % Бюджетные средства Внебюджетные средства Регион '10 '11 '12 '13 14 '15 '10 '11 '12 '13 14 '15 Камчатский край 96,1 94,8 96,7 95,1 96,5 90,5 3,9 5,2 3,3 4,9 3,5 9,5 Магаданская обл. 56,2 55,6 56,9 55,7 50,9 91,9 43,8 44,4 43,1 44,3 49,1 8,1 Мурманская обл. 83,4 85,6 84,4 83,3 82,1 84,2 16,6 14,4 15,6 16,7 17,9 15,8 Республика Саха (Якутия) 89,3 85,9 83,5 85,2 87,0 84,2 10,7 14,1 16,5 14,8 13,0 15,8 ЧукотскийАО 95,4 95,2 92,8 89,4 86,8 90,4 4,6 4,8 7,2 10,6 13,2 9,6 Примечание. Составлено автором по [19'. Важным является вопрос о связи уровня инвестиций в регион и эффективностью работы ИТК. Анализ выборок 5кл и I, где I — среднее за 2012-2015 гг. значение инвестиций в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, показывает существование на уровне значимости p = 0,1 достаточно слабой положительной связи с Кс = 0,22. Таким образом, уровень негосударственных инвестиций в регион оказывает положительное влияние на темпы экономического роста ИТК, и можно говорить о необходимости развития инвестиционной привлекательности регионов Севера в том числе и за счет создания на данной территории кластерных инициатив с целью привлечения частных инвестиций и последующего роста благосостояния региона. Таким образом, анализ современного развития инновационных и промышленных кластеров позволяет сделать вывод, что регионы, где расположены ИТК, имеют более высокие показатели эффективности. В частности, объем ВРП наращивается быстрее, число высокопроизводительных рабочих больше, патентная деятельность развивается активнее и привлекаются большие средства частных инвесторов, что говорит о том, что создание кластеров способствует развитию региона базирования. Действительно, отраслевые инновационные производственные комплексы всегда выступают фундаментом организации производственных сил в регионе, и только с развитием подобных инновационных территориально-производственных кластеров удастся уйти от односторонней, прежде всего сырьевой и производственной, специализации регионов Севера. Однако можно отметить, что не все кластеры развиваются столь интенсивно. Некоторые из них, как, например, кластеры отраслевых групп, производство летательных и космических аппаратов, судостроение, химия и нефтехимия, показывают результаты хуже средних значений, что свидетельствует о недостатке соответствующего методического и инструментального обеспечения управления инновационными кластерами. В связи с этим выбор кластерных инициатив для регионов Севера должен осуществляться на основе информации о специфике региона, его производственном, кадровом и научно-техническом потенциале, а также с учетом существующих производственных и хозяйственных связей. Работа выполнена в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности, проект № 13.9597.2017/БЧ. Литература 1. Дли М. И., Какатунова Т. В. Интеграция технопарка в инновационную структуру региона // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 252-254. 2. Дли М. И., Михайлов С. А., Балябина А. А. Контроллинг процессов энергосбережения на региональном уровне // Контроллинг. 2010. № 2. С. 74-79. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz