Север и рынок. 2017, N 4.
им адаптироваться на конкретном предприятии, сблизиться с реальным сектором экономики и усилить «надпрофессиональную» составляющую подготовки кадров (soft skills). Создавая центры научных исследований и разработок по приоритетным для региона научным направлениям, вузы обеспечат тесное взаимодействие по линии фундаментальных и прикладных научных исследований с другими научными и образовательными центрами, смогут оказывать значительное влияние на региональное развитие производственных технологий. Формируя и развивая систему воспроизводства высококвалифицированных научно-педагогических и управленческих кадров, вузы будут способствовать сохранению в регионе мотивированной, перспективной в смысле карьерного роста молодёжи, образующей кадровый потенциал для успешного интенсивного развития региональной экономики. Разрабатывая и внедряя новые формы профессиональной ориентации и социальной мотивации, опорные вузы создадут условия для закрепления интеллектуальной творческой молодежи в регионе. В тесной кооперации с органами власти, предприятиями и организациями (в том числе общественными), с вовлечением всех жителей региона в процесс создания максимально комфортной среды будут реализованы масштабные проекты по проектированию общественных пространств. По нашему мнению, перечисленные формы реализации подготовки кадров несут в себе потенциальные возможности сближения вузовской системы и сообщества работодателей (табл.). Условия, в которых функционируют современные вузы, и формы реализации подготовки кадров Условия, в которых функционируют вузы Наличие влияния Формыреализации подготовки кадров Возможности сближения вузов иработодателей Ответственность за трудоустройство выпускника — — Целевой приеми целевое обучение Заключение трехстороннего договора, согласно которому студентыпо окончании обучения будут обязаныотработать три годау направившего их в вуз работодателя. Работодатель может влиять на подготовку студента, участвуя в формировании образовательной программы и организуя практики Практическая составляющая образования — — Создание базовых кафедр. Сетевые формы реализации образовательных программ Получение профессиональных навыков, опытареальной работыпо специальности и на оборудовании потенциального работодателя в процессе обучения. Выполнение курсовых, выпускных квалификационных и других работ по актуальным для предприятия тематикам. Вовлечение в проектнуюдеятельность Невысокий уровень самоопределения абитуриентов — — Включение требований профессиональных стандартов в образовательную практику Развитие иукрепление системы профориентации. Структура профстандарта соотносится с определенной трудовой функцией иуровнем квалификациии, следовательно, проецируется в требования образовательных стандартов. Потенциальныйработник сможет оценить соответствие компетенций, получаемых в результате образования, требованиямрынка труда и конкретного работодателя Структура КЦП и социальные процессы в регионах — — Проекты в сфере высшего образования. Опорные университеты Согласование политикипораспределениюКЦПс учетом отраслевой специфики. Наличие четкой стратегииразвития образованияв регионе. Актуализациядеятельности университетов в интересах кадрового обеспечения приоритетных направленийразвитиярегиона. Вуз становитсярегиональнымцентромреализации социальных программи проектов, включается в инвестиционные проекты Таким образом, несмотря на наличие разнонаправленных обстоятельств, в которых современное высшее образование должно решать вопросы профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, учет требований профессиональных сообществ и вопросы последующего трудоустройства выпускника, возможно констатировать, что в России предусматриваются и создаются условия, способствующие консолидации усилий и поиску баланса интересов всех задействованных сторон. При этом появляются новые для отечественного высшего образования формы межведомственного сотрудничества и кооперации, поэтому в перспективе допустимо прогнозировать сокращение (а в отдаленной перспективе и ликвидацию) разрыва между структурой и содержанием подготовки в университете и перспективными кадровыми потребностями российской экономики. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz