Север и рынок. 2017, N 4.
исследовательских университетов. Этот статус получили 29 высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупных городов России [2]. В мае 2013 г. в соответствии с положениями указа № 599 Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» началась работа по Проекту 5-100, рассчитанному на 7 лет. Участниками проекта и победителями конкурса отбора на предоставление государственной поддержки стал 21 российский университет. Целью данного проекта является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров призван способствовать наращиванию научно-исследовательского потенциала, укреплению их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг. Запуск Проекта 5-100 стал новым вектором в процессе модернизации российского высшего образования [14]. Новый виток реформы — 2016 год, создание опорных университетов. С целью формирования группы конкурентоспособных региональных университетов в 2016 и 2017 гг. Министерством образования и науки РФ проведен конкурсный отбор проектов программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на формирование опорных университетов с целью социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и удовлетворения потребностей регионов в высококвалифицированных кадрах. На заседании Совета по реализации программ развития опорных университетов в мае 2016 г. одобрены 11 программ развития на период до 2020 г. 17 апреля 2017 г. в Министерстве образования и науки РФ были подведены итоги второго конкурсного отбора программы развития опорных университетов. Были отобраны две группы вузов: 8 университетов-победителей с выделением федерального финансирования реализации программы развития, а также 14 университетов-победителей, чьи программы развития будут финансово поддержаны регионом с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Министерства образования и науки [15]. Деятельность опорных университетов направлена на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в том числе за счет создания университетских научно-инновационных центров, центров притяжения талантов и генерации лидеров изменений, а также технологического и социального развития городов и регионов. В программах развития предусмотрены мероприятия, направленные: • на модернизацию образовательной деятельности, предполагающей, прежде всего, разработку и реализацию проектно-ориентированных образовательных программ, предусматривающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла; • модернизацию научно-исследовательской и инновационной деятельности; • развитие кадрового потенциала образовательных организаций за счет внедрения системы эффективного контракта, создание кадрового резерва; • модернизацию системы управления университетом; • развитие материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры вузов; • развитие местных сообществ, городской и региональной среды. В результате опорные вузы призваны стать координаторами взаимодействия процессов в регионе «образование — производство — наука — региональное сообщество». Осуществляя деятельность по планированию и прогнозированию потребностей производства региона в кадрах, опорные вузы тем самым смогут оперативно реагировать на серьезные структурные и количественные изменения с точки зрения кадрового обеспечения. Поэтому помимо взаимодействия с предприятиями должна быть обеспечена обратная связь с органами управления и системой образования в части возможной трансформации государственного задания. Стремясь к повышению качества набора абитуриентов за счет создания и поддержки профильных школ, участия в профориентационных мероприятиях различного уровня, реализации программ раннего карьерного развития, опорные вузы смогут сформировать не только мотивированный к поступлению в вуз контингент, но и сориентировать молодых людей в выборе профессии и конкретного направления обучения. Обеспечивая профессиональное самоопределение студента в период освоения образовательной программы путем проектирования и реализации индивидуальной траектории обучения, опорные вузы смогут повысить степень соответствия результатов образовательной деятельности потребностям работодателей. А вовлечение студентов в систему практико- и проектно-ориентированного обучения позволит повысить практичность образования, выработать у студентов компетенции, которые позволят 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz