Север и рынок. 2017, N 4.
Однако сегодня при практической деятельности по открытию базовых кафедр в сторонних организациях возникает множество административных барьеров. В 2017 г. Министерство образования и науки РФ планирует снять большинство из этих ограничений и ввести особый подход к лицензированию образовательной деятельности тех образовательных организаций, которые создают базовые подразделения (места их нахождения не будут указываться в лицензии): будет закреплена возможность лицензирования таких структурных подразделений в составе вуза, что снимает избыточные требования к базовым подразделениям в части необходимости реализации на их площадках образовательной программы в полном объеме. Также будет разрешено привлекать к руководству базовыми кафедрами сотрудников организаций, на базе которых они создаются. 4. Организация образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено применение сетевой формы реализации образовательных программ [11]. До этого подобное регулирование отсутствовало. Сетевая форма — это организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций [12]. Сетевая форма применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций за счет изучения и освоения опыта ведущих образовательных организаций, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов, повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации на российском и международном рынках образовательных услуг и труда. В рамках варианта использования ресурсов иных организаций существуют следующие модели организации сетевой формы: модель включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность; модель «индивидуальный выбор»; модель «вуз — предприятие»; модель «базовая организация — академический институт — предприятие». В 2016 г. Министерством образования и науки РФ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Методические рекомендации содержат разъяснения по нормативному регулированию разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме, основаниям использования организацией сетевой формы реализации образовательных программ, а также рекомендации по разработке и реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов иных организаций, как осуществляющих образовательную деятельность, так и не осуществляющих образовательную деятельность. 5. Проекты в сфере высшего образования. В начале 1990-х гг. началась активная реформа высшего образования в России. В первую очередь произошла «университизация» высшего образования и количество университетов выросло с 46 до 312 [13]. В начале 2000-х гг. правительство реализовало ряд программ, направленных на укрепление научно-исследовательской деятельности в вузах, в том числе было инициировано создание научно-образовательных центров (НОЦ) для удовлетворения инновационных потребностей экономики, однако эту функцию центры не смогли реализовать по причине отсутствия инновационного рынка. Образовательные реформы XXI в., направленные на перевод российской экономики на инновационный путь развития, в результате директивных методов привели к формированию группы элитных вузов и оптимизации высшего образования в провинции. В результате в настоящее время высшее образование в России представлено различными группами университетов. Первая группа — это традиционно ведущие вузы страны — МГУ и СПбГУ. Для реализации государственной политики по переводу российской экономики на инновационный путь развития было принято директивное решение о создании девяти федеральных университетов с соответствующей финансовой поддержкой. Одновременно начались процессы объединения, слияния и ликвидации ряда высших учебных заведений. Миссия реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, научного и кадрового обеспечения потребностей отраслей экономики и социальной сферы была возложена на группу национальных 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz