Север и рынок. 2017, N 4.
зоне РФ (восемь субъектов РФ полностью или частично), снизилась на 19 %. При этом численность населения РФ сократилось на 1,35 %, т. е. для рассматриваемых регионов характерны опережающие темпы убыли населения по сравнению со страной в целом. В целом регионы Арктической зоны демонстрируют миграционную убыль гораздо более высокую, чем естественную. При этом за пределы региона выезжает наиболее мобильное, молодое, обладающее полезными навыками население, которое стремится в регионы с условиями более комфортного проживания. Миграционная убыль молодежи также усугубляет естественную убыль, поскольку сокращается доля населения детородного возраста. Все это ведет к старению населения, сокращению доли населения трудоспособного возраста, а соответственно, и к замедлению экономического роста [10]. Таким образом, возможность удовлетворения экономических потребностей предприятий в трудовых ресурсах, как в случае с арктическими регионами, характеризуется, с одной стороны, сложностями трудоустройства, а с другой — дефицитом рабочей силы, в социальных процессах ростом уровня безработицы, углублением разрыва в доходах граждан, снижением доли средней прослойки и общего падения качества жизни населения. Это приводит к ослаблению возможностей развития, которые сохранились у регионов, и заставляет власти вырабатывать решения в еще более экстремальных условиях. [2]. В целом перечисленные условия подготовки кадров, в которых функционирует вуз, даже имеющие негативную динамику, не способствуют изменению линии поведения образовательных организаций, университетская система продолжает действовать «по инерции» со всем многообразием функций, которые могут быть не связаны между собой. Для того чтобы заставить российские университеты измениться, государство развивает и внедряет новые формыреализации подготовки качественных кадров и сотрудничества с работодателями . 1. Включение требований профессиональных стандартов в образовательную практику. Профессиональный стандарт — понятие, которое появилось в Трудовом кодексе сравнительно недавно — в конце 2012 г. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. К началу 2017 г. Министерством образования и науки РФ проведена активная работа по актуализации и приведению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) в соответствие с требованиями действующего законодательства и профессиональных стандартов. Уже утверждено более 150 обновленных ФГОС ВО; подготовлены проекты более 400 ФГОС ВО, обеспечивающих включение требований профессиональных стандартов в образовательный процесс; 204 проекта ФГОС прошли экспертизу соответствующих советов по профессиональным квалификациям. 2. Целевой прием и целевое обучение. Первоначально главной задачей целевого набора выступала идея обеспечения регионов необходимыми специалистами. Однако в связи с тем, что целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, появилась «лазейка», благодаря которой, региональные органы власти, муниципальные организации, предприятия с долей госсобственности могли направлять вузы на обучение за государственный счет тех абитуриентов, которых считали «нужными», а не тех, которые были бы более мотивированы для поступления на конкретное направление подготовки. С 2017 г. планируется совершенствование механизма целевого приема и целевого обучения и возможности заключения трехстороннего договора о целевых приеме и обучении между вузом, заказчиком и абитуриентом. Работодатель также будет участвовать в заключении договора. Важно, что ответственность закрепляется между всеми заинтересованными сторонами. Существенным новшеством можно назвать обязательную трехлетнюю отработку выпускника и выплату им неустойки за неисполнение этого обязательства [3]. 3. Создание базовых кафедр. Базовая кафедра — это образовательная площадка, находящаяся на территории предприятия — партнера вуза, которая дает возможность объединить внешние ресурсы (трудовые и материальные) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса. Основное преимущество базовой кафедры — приближение учебного процесса к потребностям конкретной организации. Первые базовые кафедры появились в России еще в начале 2000-х гг., они создавались на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс. В 2013 г. стало возможно организовать их и на предприятиях реального бизнеса для реализации практико-ориентированного обучения. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz