Север и рынок. 2017, N 4.

Не в пользу достижения уровня трудоустройства в размере 70 % свидетельствуют и жесткие условия стандартизации и унификации школьного и высшего образования, а также ограничение количества мест в вузах, имевшие место в СССР. В среднем только 7 % выпускников школ имело доступ к высшему образованию, сегодня эта цифра более 60 %. 2. Важнейшим мерилом качественного образования становится его практическая составляющая, которая обеспечивается только через тесное сотрудничество вузов и предприятий, участие работодателей в определении содержания подготовки и оценке её качества [6]. Однако требования работодателей имеют два противоположных тренда. С одной стороны, им нужен выпускник, обладающий все более широким спектром компетенций. Предпочтение отдается тем работникам, которые не только обладают hard skills (жесткими навыками), т. е. профессиональными знаниями и техническими навыками, связанными с выполняемой деятельностью, но и soft skills (мягкими, надпрофессиональными) — социально-психологическими навыками, которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, умение управлять временем, эрудированность, критическое мышление, креативность и т. п. С другой стороны, работодатель заинтересован в таком выпускнике, который имеет специфическую подготовку к работе именно на том оборудовании или с тем программным обеспечением, которое установлено на данном предприятии, т. е. необходима подготовка студента к определенному рабочему месту. Таким образом, очевидно, что от выпускников вузов в целом требуются широта и глубина знания. Но в то же время предприятия реального сектора экономики не сформулировали свои требования к молодым специалистам, имеют место нечеткость требований к компетенциям сотрудников, а в целом неготовность большинства российских работодателей осуществлять эффективное взаимодействие с университетами. 3. У современных абитуриентов наблюдается невысокий уровень самоопределения в выборе образования [7]. Молодые люди больше ориентированы на получение образования как такового без учета профессии, их самоопределение ограничивается выбором учебного заведения после окончания школы. Не редка такая ситуация, когда к четвертому курсу студенты понимают, что выбрали не ту профессию. В том, чтобы абитуриенты поступали в вузы на те направления обучения, которые им подходят, должны быть заинтересованы не только сами студенты и их родители, но и государство в целом, так как мотивированный студент, как правило, отличается высоким уровнем успеваемости, потом хорошо выполняет свои трудовые функции. Таким образом, необходимо вести речь о качестве профориентационной деятельности в школах. В идеальном случае степень сформированности предпочтений выпускников в профессиональной сфере и сфере образования должна сводиться к следующему: абитуриент имеет четкое представление о конкретной организации, конкретном рабочем месте (профессии, должности) и/или конкретном учреждении образования, конкретном направлении обучения [8]. Предполагается, что профессиональный выбор должен быть сделан на основе оценки абитуриентом своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации [9]. 4. Структура контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (КЦП) образовательным организациям формируется Министерством образования и науки РФ. В настоящее время эта структура очень медленно меняется во времени и не всегда соответствует изменению структуры рынка труда в регионе. В результате рано или поздно регион сталкивается с проблемой дефицита кадров. И если ранее он приводил только лишь к необоснованному росту заработной платы по определенным профессиям (за счет приглашения готовых специалистов из других регионов), то сейчас он является еще и препятствием для реализации инвестиционных проектов. Тем самым кадровый дефицит все больше выходит за рамки проблематики отдельных предприятий, и становится фактором, сдерживающим экономическое развитие целых регионов. Имеет место постоянное старение квалифицированного кадрового состава предприятий, опытные работники, специалисты выходят на пенсию, не передав опыт молодому поколению. Образование и социальные процессы, которые оно таргетирует, фактически являются индикаторами решений и политики власти, это связано со способностью адаптивности образования. Однако в ряде регионов наблюдается значительный миграционный отток. Например, с 1990 по 2014 гг. численность населения регионов, относящихся к Арктической 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz