Север и рынок. 2017, N 4.
O. M. Ostrovskaya PhD (Economics), Associate Professor, Director Apatity Branch of Murmansk Arctic State University, Apatity, Russia CONDITIONS AND FORMS OF IMPLEMENTATION, PROVIDING TRAINING IN MODERN HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS Abstract. The mission of Russian universities is to train highly qualified specialists for the labor market, to increase intellectual potential for the country development, to provide society a constant influx of modern-minded and socially responsible young citizens. The government constantly develops and introduces in universities new forms of realization of qualitative personnel preparation and cooperation with employers. One of the fundamentally new forms was the establishment of support universities, including the Murmansk Arctic State University, which became the first university in the Arctic having this status. The mission of the university is now to create a human, intellectual and sociocultural potential for the development of the Murmansk Region as a key subject in the Russian Arctic zone. The article attempts to compare the processes of training personnel in higher education and providing them with employers in the Soviet past and nowadays. The conditions are not always conducive to improving the quality and accessibility of education, but the universities need to implement the educational process and the further employment of graduates. The actual forms of implementation of training and cooperation of universities, enterprises, science and government are given. It has been shown that there’s a possibility of eliminating the distance between the structure and the content of training and the Russian economy future demand for staff. Keywords: higher education, employer, training, employment. В октябре 2015 г. Министерство образования и науки РФ запустило конкурс по отбору проектов программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В апреле 2017 г. на базе Мурманского арктического государственного университета был создан опорный вуз, который займется подготовкой ценных кадров для предприятий Арктической зоны России, формированием интеллектуального и социокультурного потенциала Мурманской области. В развитии кадрового потенциала Арктики есть своя специфика, в вузах востребованы направления, в первую очередь, связанные с горной добычей, добычей нефти и газа, экологией, арктической медициной, наукой о море, педагогической деятельностью [1]. В данной статье попробуем разобраться, с какими задачами, связанными с принципиальным переосмыслением процесса воспроизводства интеллектуального потенциала нации, сталкивается российское высшее образование сегодня. Россия, как и весь мир, живёт в условиях быстрых и глубоких перемен, затрагивающих все сферы жизни. Определяющей чертой современности стало стремительное развитие высоких технологий, а её главной ценностью и ресурсом — интеллектуальный капитал. Система высшего образования также не может стоять на месте. Чтобы удовлетворять сложившиеся потребности, она должна изменяться не просто параллельно, а предвосхищая будущие потребности экономики страны. Для этого необходимы согласованные действия и координация усилий не как вузовского сообщества, так и внешних участников: работодателей, органов власти. Образование на протяжении многих веков является одним из основных общественных институтов. В Большой советской энциклопедии понятие «образование» трактуется как совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для практической деятельности. Образование достигается в результате обучения в учебных заведениях или самообразованием. Высшее образование всегда имеет специальный характер и направлено на подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей управления, хозяйства и культуры государства. Данные определения четко выявляют одну из целевых функций образования как института — удовлетворение экономического запроса государства. И, несмотря на то что в XXI в. образование носит интернациональный характер, реализуются программы образования без границ, новые on-line технологии, которые позволяют получать образование дистанционно и слушать лекции ведущих университетов мира, в каждой стране присутствует национальная специфика. [2]. Действительно, миссия российских университетов меняется и усложняется, они должны, прежде всего, обеспечивать страну высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам рынка труда и современному уровню знаний, особенно в стратегически значимых областях. В связи с этим на первый план вышли вопросы обеспечения условий формирования качественного образовательного контента, прежде всего, за счет учета запроса работодателей, 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz