Север и рынок. 2017, N 4.

15. Obzor Arhangel'skoj gubernii za 1878 god. Prilozhenie k vsepoddannejshemu otchetu [Survey of the Arkhangelsk Guberniya 1878. The Application to the Most Loyal Report]. Arhangelsk, 1879, 68 p. (In Russ.). 16.Kapel's. Fel'dsherizm v Arhangel'skoj gubernii [Medical assistance in the Arkhangelsk Guberniya]. Izv. Arhangel'sk. o-va izucheniya Rus. Severa [The Russian North Research Arhangelsk Society Review], 1909, no. 11, pp. 49-52. (In Russ.). 17.Muhin A. A. O Murmane i Loplandii: zapiska chinovnika po krest'yanskim delam 1-go uchastka Aleksandrovskogo uezda A. A. Muhina [About Murman and Lapland: a note of A. A. Muhin, Officer on Peasant Issues ofthe 1st Rank in Aleksandrovsky Uyezd], Arhangelsk, Gubernskaya tipografiya, 1910, 50 p. (In Russ.). 18.Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij [Collection of works], Moscow, Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1967-1981, vol. 36, pp. 228. (In Russ.). 19.Kol'tsov A. V. Lenin i stanovlenie Akademii nauk kak tsentra sovetskoj nauki [Lenin and establishment of Academy of Sciences as the core of Soviet science], Leningrad, 1969, pp. 90. (In Russ.). 20.Dekrety Sovetskoj vlasti [The Soviets Decrees], Moscow, Politizdat, 1976, vol. 5, pp. 656. (In Russ.). 21. Dyuzhilov S. A. K istorii vozniknoveniya Polyarnoj opytnoj stantsii (1920-1923) [Historical background of establishment of Arctic Experimental Station (1920-1923)]. Trudy KNC RAN. Gumanitarnye issledovaniya [Proceedings of the KSC of the RAS. Humanities], 2016, no. 8-10 (42), pp. 56-72. (In Russ.). 22. Pechenkin M. D. Leninskij plan issledovaniya i osvoeniya Severa [Lenin’s plan of investigation and development of the North]. Problemy sovremennogo sotsial'nogo razvitiya narodnostej Severa [Issues of Actual Social Development of the Northern Peoples]. Novosibirsk, Nauka, 1987, pp. 16-28. (In Russ.). 23. Mesyatsev I. I. Polyarnaya ehkspeditsiya Plavuchego morskogo nauchnogo instituta ("Plavmorin”) [The Arctic expedition of the Floating Marine Scientific Institute ("Plavmorin")]. Moscow, 1921, pp. 1. (In Russ.). 24.Kiselev A. A. Rodnoe Zapolyar'e: ocherki istorii Murmanskoj oblasti (1917-1972 gg.) [Native Arctic Circle: sketches of the Murmansk Region history (1917-1972)], Murmansk, Murmanskoe kn. izd-vo, 1974, 511 p. (In Russ.). 25.Letopis'Severa [The North Chronicle]. Moscow, Mysl, 1975, vol. 7, 222 p. (In Russ.). 26. Timoshenko A. I. Sovetskij opyt mobilizatsionnyh reshenij v osvoenii Arktiki i Severnogo morskogo puti v 1930-1950-e gg. [The Soviet experience of mobilization activity in the frame of Arctic and Northern Sea Route development in 1930-1950]. Arktika i Sever [The Arctic and the North], 2013, no. 13, pp. 158-159. (In Russ.). УДК 378:338.242(470.21) О. М. Островская кандидат экономических наук, доцент, директор филиала ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Апатиты, Россия УСЛОВИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Миссия российских университетов — готовить высококвалифицированных специалистов для рынка труда, наращивать интеллектуальный потенциал для развития страны, обеспечивать обществу постоянный приток современно мыслящих и социально ответственных молодых граждан. Государство постоянно развивает и внедряет в вузах новые формы реализации подготовки качественных кадров и сотрудничества с работодателями. Одной из принципиально новых форм стало создание опорных университетов, в число которых вошел Мурманский арктический государственный университет, он стал первым вузом в Арктике, обладающим данным статусом. Миссия вуза теперь заключается в формировании кадрового, интеллектуального и социокультурного потенциала для развития Мурманской области как ключевого российского субъекта в Арктической зоне Российской Федерации. В статье предпринята попытка сопоставить процессы подготовки кадров высшей школы и обеспечения ими работодателей в советском прошлом и в настоящем времени. Рассмотрены условия, которые не всегда способствуют повышению качества и доступности образования, но в которых вузам необходимо осуществлять образовательный процесс и дальнейшее трудоустройство выпускников. Представлены актуальные в настоящее время формы реализации обучения и сотрудничества вузов, предприятий, науки и органов власти. В результате сделаны выводы о возможности устранения дистанции между структурой и содержанием подготовки в университете и перспективными кадровыми потребностями российской экономики. Ключевые слова: высшее образование, работодатель, подготовка кадров, трудоустройство. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz