Север и рынок. 2017, N 4.
Начало научного исследования Севера положила работа В. И. Ленина «Набросок плана научно-технических работ», в которой перед Академией наук ставилась задача создания ряда комиссий из специалистов «для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России» [18, с. 228]. Академик А. П. Карпинский, выступая на заседании Отдела по исследованию Севера Академии наук РСФСР 31 мая 1918 г., заявил о необходимости «обратить особое внимание на изучение северного края с его неисчерпаемыми и все еще малоисследованными богатствами... дабы продуктивно их использовать и, следовательно, поднять культуру и благосостояние всего отечества» [19, с. 90]. Советское правительство в условиях гражданской войны и иностранной интервенции выделяло значительные средства на осуществление конкретных мероприятий по исследованию природных ресурсов Севера, которые велись различными научными учреждениями, организациями и координировались АН РСФСР. Например, на организацию экспедиции для обследования возможных районов заселения Севера принятым 31 июля 1919 г. Постановлением СНК Центральному отделу землеустройства был отпущен кредит в сумме 2 209 510 руб. [20, с. 656]. По распоряжению В. И. Ленина и при его непосредственной поддержке в марте 1920 г. Научно-технический отдел ВСНХ организовал Северную научно-промысловую экспедицию (Севэкспедиция), которая за время своего существования проделала большую работу по научно-техническому изучению естественных производительных сил Европейского Севера. Из семи исследовательских отрядов, организованных Севэкспедицией в 1920 г., шесть были направлены на Кольский полуостров, а в 1921 г. из двадцати трех ее отрядов в регионе работали пятнадцать [21, с. 57]. В 1925 г. на базе Севэкспедиции был организован Институт по изучению Севера при ЦИК СССР [22, с. 16-17]. Декретом СНК РСФСР от 10 марта 1921 г. был создан Плавучий морской научный институт (Плавморин), который позволил начать научно обоснованный рыбный промысел в морях Северного Ледовитого океана, в том числе в Баренцевом море [23, с. 1] На Кольском полуострове за 1926-1937 гг. было построено 39 предприятий, в том числе Мурманский рыбокомбинат, горно-химический трест «Апатит», Нижнетуломская и Нивская гидроэлектростанции. В 1939 г. предприятие союзного значения «Североникель» стало обеспечивать страну никелем, медью, кобальтом и другими цветными металлами. Европейский Север был советским лидером в экспорте леса в предвоенные годы [24, с. 305]. В декабре 1932 г. по решению СНК СССР для реализации намеченных планов было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому вменялось в обязанность «проложить окончательно Северный морской путь от Белого до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить плавание по этому пути» [25, с. 9]. Основным мероприятием комплексной государственной военно-стратегической программы в 1930-е гг. по защите рубежей в Арктике стало создание Северного военного морского флота с базами на Кольском полуострове [26, с. 158-159]. Индустриальное освоение и развитие Кольского Севера, как и всего Европейского Севера, характеризовалось экстенсивным типом экономики, высокой трудоемкостью, поддержкой государства, взрывным ростом промышленности, сопровождавшимся низким уровнем социального развития, и способствовало быстрому истощению невоспроизводимых ресурсов, подрыву базы воспроизводимых ресурсов, возникновению социальных, эколого-географических и экономических «издержек» для коренных народов. Уже в эти годы научно формулировались специфические проблемы жизни на Севере, обусловленные историческими, экономическими и природно-климатическими причинами. Для привлечения рабочей силы и квалифицированных специалистов государством были установлены различные льготы для лиц, работающих в отдалённых местностях СССР и вне крупных городских поселений, сформулированные в специальном Положении и утверждённые Постановлением ЦИК СССР № 42 и СНК СССР № 204а от 12 августа 1930 г. Мурманский округ был отнесён к местностям с особо тяжёлыми климатическими условиями Постановлением СНК СССР от 27 января 1932 г. «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги». В апреле того же года соответствующим Постановлением были установлены дополнительные льготы для рабочих и служащих в Мурманском округе к уже имевшимся льготам, установленным в 1930 г., которые увеличивали денежные выплаты, отпуск и обязывали нанимателя оплачивать проезд к месту отпуска и обратно. В соответствии с решениями 16-го съезда КПСС Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. было утверждено «Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР», которым впервые в отдельную группу были выделены районы Крайнего Севера РСФСР и тем самым было закреплено существование законодательства о северных льготах. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz