Север и рынок. 2017, N 4.

В 1910 г. по ходатайству Чиновника по крестьянским делам, поддержанному губернатором, были открыты два новых сельских одноклассных училища в колонии норвежцев Цып -Наволок и в селении финнов, а также были ассигнованы средства на постройку зданий для училищ в Териберке и Печенге, на пособие Печенгскому и Урскому сельским обществам по содержанию училищ из кредита на культурные нужды Мурмана. При пяти существовавших на Мурмане и в г. Александровске училищах содержались за счет земских сборов и на средства, отпускаемые для удовлетворения культурных нужд Мурмана, интернаты, где жили дети из дальних колоний. На каждого интерна отпускалось 4 р. 50 коп. в месяц [17, с. 29-30]. Всего количество учеников в 1909/1910 учебном году в министерских сельских училищах составило 124 человека, в церковно-приходских школах — 67 человек, в г. Коле в одноклассном приходском училище — 43 человека, г. Александровске в трехклассном училище — 65. «Для удовлетворения духовных запросов населения Мурмана и Лопландии» работали 4 библиотеки-читальни в Териберке, Печенге (Баркино), городах Александровск и Кола, в которых можно было взять книги на дом (кроме 1). Они находились в ведении Попечительства о народной трезвости. В 1909 г. библиотеки-читальни посетили 210 абонентов 11200 раз. По воскресным и праздничным дням в 7 негородских поселениях и 2 городских были устроены народные чтения «со световыми картинами». А в 1910 г. по распоряжению губернатора для Мурманских колоний были организованы две передвижные библиотеки за счет «кредита на культурные нужды Мурмана». На Мурмане и в Лапландии существовали девять православных приходов и один лютеранский пастор, имеющий пасторат в г. Александровске. Вдоль всего Мурманского берега транспортное сообщение по морю осуществлялось в любое время года. С конца мая до середины сентября с периодичностью раз в неделю в крупные пункты заходил срочный пароход Мурманского товарищества по пути следования из Архангельска в Вардё и обратно. В Мотовском заливе вдоль береговой линии полуострова Рыбачий в это же время делал рейсы небольшой пароход того же товарищества. Зимой период сокращался до одного раза в месяц. И если сообщение с колониями по Мурманскому берегу существовало, то с внутренними населенными пунктами Лапландии транспортная связь практически отсутствовала. Обустроенных дорог не было совсем, сообщение производилось на оленях. Для доставки «государственной почты и проезжающих лиц» содержались: три земских станции в колониях Гаврилове (на восточном берегу), Земляной и Печенге (на западном берегу); в Лапландии — в Коле, Нотозере, Ловозере, Лявозере, Семиостровском, Кильдинском, Мотовском, Пазрецком погостах, выселках Кице, Пулозеро, Ягольной-бор, Зашеек. Вся остальная часть Мурманскаго берега, все колонии по Мотовскому заливу, отдаленные погосты Сонгельский, Воронежский и селение Чалмозеро не имели станций, а последние три пункта не имели никакого сообщения. Так как перегоны между отдельными «станциями» достигали 100 и больше верст, то среди тундры устраивались за счет земских сборов «избы для приюта проезжающих». Но их количество было крайне мало. Отмечалось варварское отношение лиц, пользовавшихся приютом, к имуществу, самим зданиям станций и казарм по пути следования поморов-промышленников из Кандалакши в Колу. Сообщение во внутренних районах Лапландии зимой было крайне трудным, а иногда и невозможным ввиду недостаточного количества земских станций, неудовлетворительного состояния земских изб и полного отсутствия их в некоторых труднодоступных местах. Да и летом путников ожидали трудности. Только маршрут от Колы до Кандалакши с пешими и лодочными прогонами, а также путь между Колой и Нотозером считались самыми доступными из всех летних маршрутов по Лапландии; в остальные места путь проходил по болотам, горам, вокруг озер с сырыми берегами [17, с. 31-34]. После революционных событий 1917 г. был сформулирован план научного изучения и освоения Советского Севера, который стал составной частью программы социалистических преобразований. Он реализовывался на основе государственного подхода к решению проблем Севера, так как предусматривал использование естественных ресурсов арктических и субарктических регионов для развития производительных сил всей страны и финансировался государством. План включал в себя широкий круг проблем: транспортное освоение Северного морского пути, геологическое изучение и народнохозяйственное использование природных ресурсов, развитие экономики и культуры коренных народов Севера, приобщение их к социалистическому строительству и т. д., т. е. был комплексным. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz