Север и рынок. 2017, N 4.

На наш взгляд, концепцию СЛД можно рассматривать как набор нескольких научно-практических инструментов: (1) аналитический инструмент выявления проблем развития муниципального образования; (2) инструмент изучения уровней социальной устойчивости муниципалитета и устойчивости компании; (3) инструмент прогнозирования направленности социально-эколого-экономического развития муниципалитета; (4) практический инструмент развития и достижения социальной устойчивости муниципалитетов, на территории которых ведется добыча природных ресурсов. Особенно важно понимать социальную лицензию на деятельность как процесс — непрерывный, широкий, с участием многих социальных групп, открытый для общества диалог между добывающей компанией и местным сообществом, включающий выявление потребностей и ожиданий, которые местные жители имеют в отношении компании, и скоординированные действия обеих сторон по совместно определенным направлениям местного развития. Расширение арсенала современных инструментов муниципального управления, к которым можно отнести и СЛД компаний, предполагает более активное использование различных форм общественного участия в решении вопросов, касающихся жизни местного сообщества. Приобретению и повышению уровня социальной лицензии могут служить такие инструменты, как расширение практики проведения общественных слушаний и социологических опросов населения для выявления проблем, связанных с деятельностью добывающей компании, создание постоянно действующих согласительных комиссий при широком участии различных общественных групп, регулярное заключение соглашений между добывающими компаниями и местными органами власти при активном вовлечении всех социальных групп в обсуждение их содержания. С одной стороны, применению таких новых инструментов способствует укрепление социальных связей сотрудничества, сплочение местного сообщества и в целом развитие его социального капитала — особого ресурса местного развития, рождающегося в процессе сотрудничества. С другой стороны, действия добывающей компании, направленные на получение социальной лицензии, сами являются катализатором усиления сплоченности местного сообщества и развития его социального капитала. Заключение Анализ содержания концепции социальной лицензии на деятельность и зарубежного опыта ее использования показал, что практическое применение этой концепции приносит выгоды обеим сторонам. Для компаний одобрение их деятельности со стороны местных жителей дает возможность снизить социально-политические и финансовые риски, увеличить репутационный капитал, повысить конкурентоспособность и устойчивость. Для местных сообществ взаимодействие с компанией, заинтересованной в социальной лицензии, позволяет вести с ней открытый диалог, заявлять об интересах жителей с тем, чтобы они учитывались в решениях компании, а ее деятельность была направлена на достижение социальной устойчивости муниципалитетов, предоставляющих свои территории для добычи ресурсов. В зарубежной Арктике, особенно в Канаде и Финляндии, социальная лицензия на деятельность добывающих компаний сегодня быстро становится новым местно и социально ориентированным институтом, получающим поощрение к внедрению со стороны государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, и завоевывающим все больше внимания со стороны самих компаний. Общими чертами поведения компаний, стремящихся получить социальную лицензию, являются: а) включение этой цели в число приоритетных для компании; б) реализация мер, направленных на установление и поддержание системного прозрачного диалога с местными жителями; в) высокий уровень информационной открытости компании для местного сообщества. В России концепция социальной лицензии практически не известна. На наш взгляд, ее внедрение в российскую практику целесообразно, а для муниципалитетов Арктики, развитие которых тесно связано с работой добывающих компаний, даже жизненно необходимо. Применение социальной лицензии на практике означает, с одной стороны, новый этап формирования добровольной корпоративной социальной ответственности бизнеса, а с другой — новую ступень в развитии самоуправления и гражданского общества на местах. Очевидно, что ее внедрение должно осуществляться не административными и даже не нормативно-правовыми методами, а путем расширения использования таких методов, как переговорный процесс, межсекторное взаимодействие, в том числе на основе взаимного информирования и сотрудничества со многими социальными группами. Не исключаем, что в ближайшем будущем требования к добывающим компаниям по наличию социальной лицензии возрастут, прежде всего, со стороны международных финансово-кредитных институтов и организаций по международной стандартизации. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz