Север и рынок. 2017, N 4.

рудника. В рамках этого сотрудничества работники рудника пользуются услугами туристического центра, а рудник обеспечивает рабочими местами семьи, живущие вокруг Леви. В интервью жители подчеркивали, что рудник играет большую роль в обеспечении рабочими местами местного населения и что благодаря его деятельности ситуация с занятостью в муниципалитете заметно улучшилась. Компания также спонсирует местное футбольное поле и ледовый стадион, различные культурные мероприятия [14]. Некоторые жители отмечали, что, несмотря на то что созданы специальные группы для диалога «компания — местное сообщество», встречи организуются в основном компанией и часто напоминают одностороннюю лекцию со стороны ее представителей [14]. Несмотря на возможность говорить открыто, на таких встречах жители о местных проблемах (таких, как потеря традиционных мест сбора ягод, загрязнение воды, шум вблизи жилья, вред оленьим пастбищам), по их же собственному мнению, говорят недостаточно. Причиной этого называлась неуверенность в том, что мнение людей будет полностью учтено компанией. На международном уровне «Агнико Игл», будучи членом Горной ассоциации Канады (Mining Association of Canada), должна участвовать в инициативе «К устойчивой горной промышленности» (Towards Sustainable Mining — TSM). Инициатива включает набор инструментов и индикаторов для обеспечения ответственной добычи и имеет обязательный набор принципов, которых должны придерживаться члены ассоциации. TSM помогает компаниям стать инициативными и социально ответственными операторами, а значит, поддерживать свою социальную лицензию [14]. В 2015 г. Горная ассоциация Канады удостоила рудник в Киттиле награды “Towards Sustainable Mining” за приверженность к ответственной разработке недр. Награда присуждается компаниям, эффективно управляющим своими социальными и экологическими рисками и следующим передовым стандартам по управлению охраной окружающей среды, безопасности и взаимодействию с местным сообществом [34]. Большинство опрошенных жителей муниципалитета Киттиля (было проведено более 20 углубленных интервью) полагали, что «Агнико Игл» знает и выполняет местные «правила игры», заинтересована в хороших отношениях с жителями, много для этого делает, ведет себя открыто, честно и заслуживает одобрения со стороны местного сообщества. Применив аналитическую схему СЛД, можно утверждать, что «Агнико Игл» выполняет как минимум два критерия — легитимности (через знание и применение правовых, социальных и моральных норм, действующих в сообществе) и надежности (видится жителями как выполняющая обещания и обращающаяся с ними честно). Это означает, что компания достигла высокого уровня лицензии — одобрение. Создавая рабочие места, соблюдая высокие экологические стандарты, сотрудничая с местной туристической отраслью и финансируя социальные проекты, она вносит вклад в обеспечение социальной и экологической устойчивости муниципалитета. Исследования российских кейсов — АО «Апатит» и АО «Северо-Западная фосфорная компания» — показали, что концепция социальной лицензии не известна ни представителям компаний, ни жителям муниципалитетов и не используется при взаимодействии компаний с местными сообществами. Это во многом типичная ситуация для российского контекста, в том числе арктического. Добывающие компании в российской Арктике, как правило, инвестируют средства в местные социальные проекты, и эти средства, как в примерах АО «Апатит» и АО «СЗФК», могут быть весьма значительны [35]. Однако компании недооценивают значение прозрачного, системного диалога не только с органами местной власти, но и с разными слоями местного населения, необходимость получения постоянной обратной связи от местного сообщества, выявления и учета интересов разных социальных групп [14, 24]. Анализ зарубежной литературы и практического опыта показывает, что компании, старающиеся получить социальную лицензию, применяют разнообразные стратегии. Однако эти стратегии имеют общие черты. Во-первых, это включение в систему приоритетов компании и публичное декларирование такой цели, как достижение высокого уровня взаимопонимания и взаимодействия с местным сообществом. Во-вторых, реализация мер, направленных на поддержание диалога с местным сообществом, например создание контактных групп из представителей компании и жителей, представляющих интересы разных сегментов местного сообщества (коренное население и др.), для обсуждения возникающих проблем и учета интересов местных жителей. В-третьих, это высокий уровень открытости компании, систематическое информирование местного населения через публикацию компанией сведений о своей деятельности, социальных и экономических результатах для местного сообщества, а также экологических последствиях для территории, где ведется добыча ресурсов. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz