Север и рынок. 2017, N 4.

Наиболее широко среди изученных в проекте “SUMILCERE” стран концепция социальной лицензии используется в Финляндии. Более часто термин применяется представителями добывающих компаний и правительственными чиновниками, реже — местным населением. Понятие социальной лицензии было привнесено канадскими горнодобывающими компаниями, начавшими работать на территории Финляндии в начале 2000-х гг. Исследование показало, что социальная лицензия понимается и местными жителями, и компаниями как двусторонние отношения между сообществом и компанией. Существует понимание того, что это неформальный институт, основанный на ожиданиях местных жителей определенных добровольных действий со стороны компании. Также есть понимание, что одобрение со стороны сообщества должно постоянно возобновляться. Большинство опрошенных представителей компаний и жителей считало, что основное назначение социальной лицензии — создание благоприятных условий для деятельности добывающей промышленности [14]. В качестве одного из кейсов в проекте “SUMILCERE” финскими учеными Т. Койвурова, Л. Суопаярви и П. Тааво изучалось взаимодействие частной золотодобывающей компании «Агнико Игл Финланд Оу» и муниципалитета Киттиля [14]. Компания — дочернее предприятие канадской компании «Агнико Игл Майнс Лтд.» (Agnico Eagle Mines Ltd.). Рудник Киттиля — крупнейший в Европе, добывающий около 5 000 кг золота в год. Муниципалитет Киттиля с населением около 6000 чел. находится за полярным кругом в провинции Лапландия и известен также своим горнолыжным курортом Леви. Компания ведет разработку рудника с 2008 г. На руднике задействовано более 400 постоянных и 300 подрядных работников, что делает компанию крупнейшим работодателем в регионе. В компании высоко ценится уважение к муниципалитету и местным жителям, поддержание активного и постоянного взаимодействия и диалога с сообществом. Делается акцент на привлечение местных кадров, в том числе специалистов на высоких должностях. Более 50 % работников — жители Киттили, 90 % — из провинции Лапландия [34]. Компания организует дни открытых дверей и собрания, чтобы узнать о взглядах жителей, повысить их вовлеченность в процесс взаимодействия. Также компания поддерживает муниципалитет, являясь спонсором ряда местных проектов. Компания публично декларирует, что ее цель — получение социальной лицензии от местного сообщества на длительный период. В интервью представитель компании подчеркнул, что их целью в получении социальной лицензии является достижение общественного принятия ( acceptance ) со стороны местного сообщества и поддержание этого уровня в долгосрочной перспективе [14]. Для «Агнико Игл» социальная лицензия включает в себя не только отношение со стороны местных жителей, но и соблюдение принципов устойчивого развития. Компания руководствуется в своей деятельности четырьмя принципами устойчивого развития, которые требуют (1) уважать и обеспечивать безопасность и благополучие работников, (2) минимизировать несчастные случаи на рабочем месте и создавать безопасную рабочую среду, (3) защищать окружающую природную среду и (4) почитать местные сообщества [34]. Компания включает в свое понимание социальной лицензии два аспекта — технологический и человеческий. С технологической точки зрения компания стремится использовать лучшие из имеющихся технологий, а с точки зрения отношения к людям стремится быть максимально отзывчивой к ожиданиям и нуждам местного сообщества. Один из внутренних механизмов компании для получения социальной лицензии — созданный в ее структуре комитет по безопасности, здоровью, окружающей среде и устойчивому развитию. Комитет помогает в мониторинге рисков, обеспечивает соблюдение законодательных и нормативных требований, обеспечивает внедрение лучших практик для создания здоровой и безопасной рабочей среды и поддержки экологически безопасного и социально ответственного развития компании. Например, комитет анализирует отчеты компании по устойчивому развитию, оценивает эффективность программ КСО и дает рекомендации по улучшению управления компанией или деятельности совета директоров. Для поддержания диалога с местным сообществом компания также инициировала создание постоянно работающей группы представителей жителей муниципалитета. Ее члены — люди из разных учреждений и деревень, в том числе оленеводы. Задачи группы — обсуждение с представителями компании вопросов, в решении которых заинтересовано местное сообщество. Компания поддерживает высокий уровень информационной открытости. Она имеет веб-сайт, где публикуются информация о ее работе и новости, касающиеся влияния ее деятельности на местное сообщество. Также ведется веб-сайт, посвященный сотрудничеству компании с туристической отраслью муниципалитета, в частности с туристическим центром Леви, находящимся вблизи 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz