Север и рынок. 2017, N 4.

«Пирамидная» модель социальной лицензии на деятельность [28] Применительно к СЛД различают три вида легитимности — юридическую, экономическую и социально-политическую. Юридическая (правовая) легитимность означает, что компания имеет юридические разрешения на деятельность и соблюдает официальные правовые нормы [28]. Экономическая легитимность означает, что деятельность компании дает экономические выгоды для местного сообщества. Социально-политическая легитимность подразумевает, что компания вносит вклад в повышение качества жизни населения, уважает местный образ жизни и действует в соответствии с понятиями жителей о честности и справедливости. И экономические выгоды (например, доходы от налогов), и вклад в повышение качества жизни (например, через реализацию компанией социальных проектов) можно рассматривать как компенсации местному сообществу со стороны компании за негативные последствия добычи ресурсов. Достаточный для получения лицензии уровень легитимности в каждом сообществе различен, и для его оценки, как и для оценки выполнения остальных критериев, нужны данные, полученные на основе интервью или других методов качественного исследования [24]. Второй критерий — надежность — составляет основу для доверия. «Когда к компании относятся как к надежной, она видится как выполняющая обещания и обращающаяся честно с каждым» [18, с. 1785]. Третий критерий — доверие — ключевой элемент для продвижения по уровням лицензии. Он может присутствовать в формах доверия взаимодействия (interactional trust ) и институционального доверия (institutional trust). Доверие взаимодействия имеет место, когда компания воспринимается населением как умеющая слышать, отвечать и выполнять обещания, поддерживать диалог и проявлять взаимность в отношениях с сообществом. Институциональное доверие присутствует, когда есть восприятие, что отношения между институтами сторон базируются на постоянном уважении интересов друг друга [31]. Уровни и пограничные критерии образуют иерархию, которую можно рассматривать как фазы получения лицензии. Низший уровень — отказ. Это наихудший сценарий, означающий, что местное сообщество против деятельности компании, она подвергается большим социальным и финансовым рискам, и ее работа может быть остановлена. Уровень «Принятие» — минимальная цель для компании, заинтересованной в благоприятных отношениях с населением. Его достижение означает, что компания получила социальную лицензию. Он может быть достигнут, если выполнен критерий легитимности. Одобрение — уровень, когда жители оценивают деятельность компании как благоприятную. Оно может быть дано компании, обеспечившей выполнение критериев легитимности и надежности. Этот уровень означает отсутствие социально-политических рисков для компании [18]. Наивысшим уровнем социальной лицензии, когда местное сообщество считает компанию заслуживающей полного доверия, является идентификация с ней психологически, как называют этот уровень Прно и Слокомб [15] (psychological identification), или совладение (co-ownership) — по Томсону и Боутилиеру [18]. В этом случае население разделяет с компанией ответственность за ее успех и неудачи. Психологически обе стороны рассматривают компанию как совместную собственность. Этот уровень может быть достигнут, когда местные жители всецело доверяют компании и считают, что она всегда будет действовать в их интересах. Более благоприятны условия для применения концепции СЛД в странах, законодательство которых базируется на англо-саксонском прецедентном праве [18]. Там, где превалируют нормы гражданского права (в том числе Россия), применение концепции несколько затруднено. В этих 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz