Север и рынок. 2017, N 4.

использовал этот термин как метафору для описания качества отношений между горной компанией и местным сообществом, на все аспекты развития которого — экономические, экологические, социальные — влияет ее деятельность. По определению Всемирного банка, СЛД — это достижение свободного, предварительного, на основе полной информации согласия между местными сообществами и компаниями. Полный смысл концепции состоит не только в достижении, но и в постоянном воспроизводстве такого согласия, поскольку критерии его достижения могут со временем изменяться [16]. Возникшая в связи с развитием добывающей деятельности концепция социальной лицензии сегодня применяется при реализации проектов развития инфраструктуры, туризма, сельского хозяйства, в исследованиях трудовой миграции [19]. Ее появление исследователи (например, Прно и Слокомб [15]) объясняют влиянием двух глобальных факторов. Во-первых, распространением идей устойчивого развития и осознанием его экологической, социальной и экономической составляющих. Во-вторых, глобальными изменениями в управлении и организации бизнеса, его интернационализацией, усилением влияния на поведение компаний требований, касающихся их отношений с местными сообществами, устанавливаемых транснациональными компаниями и международными финансовыми, в том числе кредитными, институтами. На наш взгляд, важнейшую роль играет и третий фактор — переосмысление подходов к местному развитию, когда на смену внешнему регулированию приходит самоуправление и саморазвитие, осознание места и роли местного сообщества как ключевого элемента местного самоуправления, расширение участия жителей в процессах подготовки и реализации решений о путях и возможностях местного развития [20, 21]. Концепция СЛД часто рассматривается как производная от концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) [22]. Однако они не тождественны. КСО — совокупность обязательств и действий со стороны компании, направленных на осуществление внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании, улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративных брендов, расширению партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями [23]. Концепция СЛД перемещает акцент с компании на местное сообщество, фокусируется на их двустороннем равноправном взаимодействии, подразумевает действия не только со стороны компании, но и со стороны местного сообщества и их направленность, в первую очередь, на выяснение и учет интересов местного населения [24]. Важным фактором распространения концепции СЛД на практике является то, что сегодня многие международные финансовые институты при решении вопроса о выдаче кредитов компаниям для освоения месторождений предъявляют в качестве одного из условий требование о наличии у компаний социальной лицензии от местного сообщества [25]. Для российского научного дискурса концепция СЛД нова. В отечественной литературе работ по этой тематике мало [24, 26, 27]. На наш взгляд, нужна более активная научная дискуссия по этому важному для муниципалитетов, развитие которых связано с добычей ресурсов, вопросу. В зарубежной литературе аналитическая модель концепции социальной лицензии чаще всего рассматривается как состоящая из двух частей. Это, во-первых, три нормативных компонента (их также называют разграничивающими критериями), по которым можно оценить действия компании в отношении местного сообщества, — легитимность, или правомочность ( legitimacy ), надежность ( credibility ) и доверие ( trust ). Во-вторых, это четыре уровня отношения местного сообщества к компании (уровни социальной лицензии) — отказ ( withdrawal ), принятие ( acceptance ), одобрение ( approval ) и идентификация с проектом психологически, или уровень совладения (psychological identification, или co-ownership level) [18]. Уровни СЛД означают то, «как местное сообщество относится к компании» [18, с. 1784], как оно оценивает ее поведение в отношении населения территории, на которую влияет промышленная деятельность. Если представить данную модель в виде пирамиды, то нормативные компоненты (легитимность, надежность и доверие) служат пограничными критериями, которые разделяют уровни социальной лицензии и обеспечивают продвижение по ним (рис.). Первый критерий — легитимность — достигается через знание и применение компанией «жестких» и «мягких» законов [29] (правовых, социальных, культурных и моральных норм, действующих в сообществе). То есть через знание и применение местных «правил игры». На уровне человеческого восприятия легитимность может быть определена как вера людей в то, что органы власти, учреждения и социальные механизмы правильны и справедливы [30]. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz